Ахметгалиева Гулюза Гульфатовна
Консультация «Звуко-буквенный анализ слов»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.
Публикация «Консультация „Звуко-буквенный анализ слов“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Буквы. Консультации для родителей
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Темочки
Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.
Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом : они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах.
Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.
С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове.
Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.
Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся,– это фонетический разбор.
Если мы хотим добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности.
1. Произнеси и послушай слово
2. Найди ударный слог
3. Произнеси слово по слогам
4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй
5. Обозначь выделенный звук условным значком
6. Действуй так до конца слова
7. Произнеси подряд все названные звуки. Послушай, получилось ли слово.
Прокомментируем каждый пункт этого плана.
1. Произнеси и послушай слово. Этот этап в работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа. Звучащее слово существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся произносили слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. Таким образом, первый этап работы со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у учащихся культуры устной речи.
2. Найди ударный слог. До вычленения отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова. Например: [замо‘к], [за‘мок]. При этом дети должны знать, что ударный слог есть только в полном слове.
3. Произнеси слово по слогам. Ученик должен дважды произнести слово. В первый раз он произносит его целиком с вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный слог. Второй раз слово произносится по слогам. Помогают в этом хлопки ладошками или рука под подбородком (сколько раз касается рука подбородка – столько слогов)
4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Это собственно начало звукового анализа слова. Детей надо научить звук протянуть, искусственно удлинить его или как-то по-другому обозначить. Например, если звук взрывной ([к], [д], его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это поможет лучше услышать звук. Вычленяя звук в полном слове, ребёнок контролирует, не искажается ли при этом слово, так как между лексическим значением и звучанием слова существует неразрывная связь. Искажение одного из элементов этой целостной связи разрушает её.
Игры
Дидактическая игра «Цепочка слов»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Игровой материал: карточки с предметными картинками (карандаш – шкаф – флажок – куст – топор – ракета – автобус – сачок – ключ – чайник – кошка – ананас – сом – мак – крокодил – лук – краски – иголка – астра - арбуз – зонт – телефон – носорог – гриб – бегемот – телевизор – редис – скворец – цыпленок – кормушка – альбом – мед – диван – нож – жук – комар – росток – кактус – сноп – помидор – рябина – аквариум – муравьи – иволга – апельсин – носки – индюк – колос – стол – ландыш – шар – рак – круг – галстук).
Размер карточек 10 х 6 см, обратная сторона подклеена бархатной бумагой для использования на коврографе.
Выкладывать цепочку из картинок с предметами.
Пример
Наша цепочка начинается со слова карандаш. Следующим будет слово, которое начинается со звука, которым заканчивается слово карандаш.
Когда будет выложена вся цепочка, предложить ребенку детям назвать предметы, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.
карточки с предметными картинками (карандаш – шкаф – флажок – куст – топор – ракета – автобус – сачок – ключ – чайник – кошка – ананас – сом – мак – крокодил – лук – краски – иголка – астра - арбуз – зонт – телефон – носорог – гриб – бегемот – телевизор – редис – скворец – цыпленок – кормушка – альбом – мед – диван – нож – жук – комар – росток – кактус – сноп – помидор – рябина – аквариум – муравьи – иволга – апельсин – носки – индюк – колос – стол – ландыш – шар – рак – круг – галстук.
Важно знать: Мы слышим и произносим звуки.
Видим и пишем буквы.
В русском языке все звуки делятся на
гласные и согласные.
Во время выполнения зукового анализа пользуемся схемой.
1 шаг Определяем, какой звук мы произнесли или услышали.
Как определить, какой звук – гласный или согласный?
Гласные звуки образуются только с помощью голоса (от слова «глас»).
При их произношении воздух изо рта выходит свободно, не встречая никакой преграды.
Обычно рот открыт, зубы и губы приоткрыты, язык спокойно лежит на дне ротовой полости.
Обозначаем их красной фишкой (маленький кружочек красного цвета).
В русском языке всего 6 гласных звуков :
А О У И Ы Э
Символ гласных звуков -открытые ворота Согласные звуки образуются при помощи голоса, шума.
ВАЖНО правильно произносить согласный звук - отрывисто, без гласного призвука [н], а не [нэ] ,
[с], а не [эс]!
При их произношении воздушная струя на своем пути обязательно встречает преграду:
-губы, если они сомкнуты,
(например, звуки [м][мь][б][п])
-зубы, если они закрыты, (например, звуки [с][з])
- язык, если он поднимается вверх (подниматься вверх может кончик языка –[л], его спинка [нь] или корень языка [х])
-может быть сразу несколько преград, например, зубы и язык –[ш].
Символ согласных звуков – закрытые ворота.
2 шаг Если звук согласный, то определяем, звонкий он или глухой.
Как?
1 способ: Закрываем уши ладонями (не плотно) и протяжно произносим звук. Если в ушах слышится звон, то звук звонкий (символ колокольчик)
Если звона нет – звук глухой (символ перечеркнутый колокольчик)
2 способ: Тыльной стороной ладонь прикладываем к горлу и протяжно произносим звук. Если ладонью ощущаем вибрацию в горле - звук звонкий. Если нет – глухой.
3 шаг Если звук согласный, то определяем, мягкий он или твердый.
Как?
Только на слух. Несколько раз громко, отрывисто произносим звук. Можно произнести звук для ребенка с различным тембром: твердый звук произносим грубым голосом, а мягкий ласковым, нежным. Для сравнения можно привести пример парного твердого или мягкого звука, чтобы ребенок на слух мог понять отличия между звуками : Р и РЬ, или Д и ДЬ.
Мягкий звук обозначаем зеленой фишкой («мягкий, как зеленая травка», а твердый звук – синей фишкой («твердый, как синий лед»)
Образец рассуждения ребенка при выполнении звуко-буквенного анализа слова ЛИСА.
1шаг. Произносим слово ЛИСА.
2 шаг – выполняем звуковой анализ слова.
1-ый звук в слове ЛИСА- [ль] (произносим так, чтобы нужный звук звучал протяжно). Он согласный, потому что при его произношении воздух встречает преграду-язык. Звонкий, мягкий. Обозначаем зеленой фишкой.
2-ой звук в слове ЛИСА. Он гласный, потому что при его произношении воздух изо рта выходит свободно, не встречая никакой преграды. Обозначаем красной фишкой.
3-й звук в слове ЛИСА – [с]. Он согласный, потому что воздух встречает преграду –зубы. Глухой, твердый. Обозначим синей фишкой.
4-й звук в слове ЛИСА – [а]. Он гласный, потому что при его произношении воздух выходит свободно, не встречая никакой преграды. Обозначаем красной фишкой.
Л
И
С
А
Выполнение звуко-буквенного анализа.
Чтобы напечатать любое слово или слог, ребенок должен уметь услышать, выделить каждый звук в нем, не пропуская ни одного, располагая их в строгом порядке.
Также ребенок должен для каждого звука подобрать нужную букву, вспомнить её образ, расположение её элементов.
Обучение чтению и письму очень сложный процесс. От того, насколько ответственно родители подойдут к нему, будет зависеть школьная успеваемость ребенка.
Основные правила при обучении грамоте.
1. Не учите с ребенком алфавит. Учите буквы, называя их отрывисто, без гласного призвука.
2. Научите ребенка различать вверх-низ, право-лево.
3. При изучении буквы обязательно внимательно рассмотрите её, пофантазируйте с ребенком, на что она похожа. Выделите её элементы (палочки - прямые, наклонные, круги, овалы, полуовалы, их расположение в пространстве (вверху, внизу, слева, справа). Выложите букву из палочек, веревочек, крупы, бусинок и т. д. Нарисуйте букву. Найдите такую букву среди букв разрезной азбуки, в любом тексте газеты, журнала, вывесках, магазинах и т. д.
Если ребенок не усвоит образ буквы, это впоследствии может привести к нарушению процесса чтения и письма –дисграфии и дислексии в школе. У него могут появиться ошибки при написании и чтении букв, схожих по написанию (а таких букв, особенно письменных, в русском языке много).
4. Самым трудным является обучение чтению открытого слога (когда на конце гласный звук) – МА. Нужно поставить указательный пальчик ребенка под первую букву, произнести 1-й звук протяжно [м-м-м] и тянуть его до тех пор, пока пальчик не придвинется ко второй букве - [а]. Обязательно спросите ребенка, что он услышал.
5. При записи слога или слова под диктовку нужно произнести его четко, выделить первый звук, обозначить его буквой. Произнести слово, выделить второй звук, обозначить его буквой и т. д. Каждый раз произносим слово так, чтобы ребенок услышал каждый звук, нужный звук произносим с большей силой, протяжно.