Денежкина Ольга
Консультация «Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Куклы помогут детям просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС в образовательную деятельность педагога предполагает приобщение ребенка к народным истокам через игровую деятельность. Выбирая эту тему, я руководствовалась тем, что кукла это первая среди игрушек, с которой ребенок начинает играть, так как она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Вместе с тем, в процессе игр и занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Публикация «Консультация „Знакомство с тряпичной куклой как средство приобщения дошкольников к истории русского народа“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Немного истории о происхождении тряпичной куклы.
Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местных художественных традиций, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения». Куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, грудь, обязательно кудельная коса. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». Поскольку с древних времен считалось, что кукла исполняет роль оберега ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить (приложение 1).
В современной семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребё нка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.
Цель работы - познакомить детей с историей возникновения русской народной куклы, её происхождением и способами изготовления.
Задачи по ознакомлению старших дошкольников с тряпичной куклой :
- Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества;
- Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
- Формировать умения и практические навыки работы с текстильными материалами;
- Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;
- Учить грамотно, подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;
- Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
- Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.
В процессе ознакомление дошкольников с историей и изготовления русской народной куклы учитывала следующие принципы:
1. принцип доступности изучаемого материала;
2. принцип историзма - прошлое (давным-давно) и настоящее (в наше время);
3. принцип интегрированности – подразумевает, что ознакомление с историей народной куклы взаимодействует (интегрируется) в разных видах деятельности.
Работу по ознакомлению с историей народной куклы, и способами её изготовления организованы в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО:
1. Познавательное развитие, речевое развитие:
- непосредственно - образовательная деятельность:
- беседы познавательно - исторического характера на темы : «История куклы», «Народная кукла»;
- чтение художественной литературы о куклах : А. Толстой «Буратино», русской народной сказки «Василиса Прекрасная»; стихов В. Приходько, Г. Ладонщикова, использование всех видов фольклора;
- дидактические игры: «Наряди куклу», «Угадай, из чего кукла сделана».
2. Художественно - эстетическое развитие:
- организация выставок по темам: «Рукотворная кукла», «Кукла из бабушкиного сундучка;
- просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписи;
- подвижные, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением;
- организация мини-музея;
- мастерская по изготовлению кукол по схемам и рисункам;
- театрализованная деятельность (обыгрывание сюжетов);
3. Социально – коммуникативное развитие:
- игровые ситуации;
- сюжетно - ролевые игры с куклами;
Первый этап - обогащение предметно-развивающей и игровой среды на основе предметов народного художественного творчества и народной игрушки. Это создание уголка ряженья, уголка «Сказочная мастерская», мини-музея «Куклы наших бабушек». Где представлены народные игрушки из различных материалов: деревянные, берестяные, соломенные, тряпичные куклы. Макета «Русская изба», где представлены атрибуты крестьянского быта, а так же дидактические пособия по теме. В рамках работы по приобщению детей к русской народной культуре мы изучали быт русского народа, традиционные промыслы, историю народной игрушки, изготавливали простейших куколок и, конечно, играли с ними.
Итог работы – обобщение наработанного материала и проведение интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению детей с тряпичной народной куклой «В гостях у тряпичной куклы» для педагогов и родителей и создание мини – музея «Народная кукла».
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе. Благодаря работе в данном направлении, у детей повысился интерес к народной культуре, расширились представления о традиционной народной кукле, народных женских эстетических и духовно-нравственных идеалах, что, в свою очередь, отразилось на эмоциональном состоянии детей, познавательных интересах, что отразилось в результатах их повседневной продуктивной деятельности. Моя главная задача - привить детям любовь к национальной русской культуре, научить их ценить народные традиции, восхищаться своей Родиной. Я надеюсь, что то зернышко, посеянное мою в детской душе, прорастет и принесет свои плоды.