Мелконян Марианна
Консультация «Значение общения в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
"Значение общения в жизни ребенка"
Дошкольный возраст – это период активного роста и развития ребенка. Именно в этот период формируются все основные аспекты личности. Особенно важно в этот период для ребенка общение не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Общение - это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата. Для дошкольников общение – это еще и средство развития, оно развивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность.
Публикация «Консультация „Значение общения в жизни ребенка“» размещена в разделах
Общение складывается из 3-х составляющих:
- «я хочу общаться»
- «я знаю, как общаться»
- «я умею общаться»
Первая составляющая, назовем ее «область желания», включает в себя потребность в общении, желание ребенка вступать в контакт с окружающими.
Общение с близкими взрослыми — это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.
Потребность во внимании взрослого — первая и основная потребность в общении — остается у ребенка на всю жизнь.
Вторая составляющая общения - «область знания» определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают малышу, как вступить в контакт с другим человеком, как поддержать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутренние представления ребенка о способах и средствах общения формируются незаметно, в ежедневном взаимодействии с родителями, воспитателями, другими детьми.
Чтобы общение принесло радость всем его участникам, желательно придерживаться некоторых практических советов:
• Научитесь слушать и слышать ребенка.
• Обязательно находите хотя бы несколько минут для того, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.
• Избегайте сразу давать советы.
• Дайте ребенку возможность выговориться. Дайте себе время подумать, а ребенку изложить события так, как он хочет.
• Не перебивайте ребенка!
• Воздержитесь от поучений!
• Если вы воздержитесь от поучений, выслушаете ребенка и решите, что ситуация требует вашего вмешательства, сделайте это позже, когда улягутся эмоции и ваши, и ребенка.
• Научитесь хвалить и благодарить друг друга.
• Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам того хотелось бы.
Общение в младшем и среднем дошкольном возрасте
Младший дошкольный возраст характеризуется тем, что его общение становится внеситуативным. В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Ведущей потребностью ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте становится потребность в уважении, наряду с действующими потребностями в доброжелательном внимании и сотрудничестве.
Опираясь на предметное и образное мышление и с помощью речи, ребенок получает больший доступ к познанию окружающего мира. Ведущим мотивом его общения со взрослыми становится познавательный, когда взрослый выступает для малыша в качестве эрудита и источника знания о внеситуативных, т. е. теоретических объектах.
Очень хорошим сигнализатором появления познавательного мотива служат бесконечные детские вопросы. Не случайно этот возраст еще называют «возрастом почемучек». Наиболее ярко эта познавательная активность детей проявляется в возрасте 4-5 лет.
Внеситуативно-познавательное общение возможно, если ребенок хорошо владеет речью и образным мышлением: в этом случае он может говорить о предметах, не находящихся в поле его зрения. Меняется и поведение взрослого. Здесь уже необходим рассказ о том, чего ребенок не знает. Да и отношение к ребенку требуется иное. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и неуважительное к себе отношение. Поэтому ему уже недостаточно проявления внимания к себе. Он требует уважительного к себе отношения. При формировании навыков общения со сверстниками у младших дошкольников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности их возраста.