Серафима Кеменова
Консультация «Значение изобразительного искусства при работе с детьми предшкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение изобразительного искусства при работе с детьми предшкольного возраста
Рисование оказывает благотворное влияние на уровень развития речи, мышления, восприятия, координации, при этом необходимо заметить, что изобразительная деятельность выполняет также функцию согласования данных процессов, способствуя упорядочению усваиваемых знаний и формированию представлений об окружающем мире. Связанное участие большинства психических процессов во время рисования требует четкого межполушарного взаимодействия, развитие которого в свою очередь оказывает благотворное влияние на межфункциональное развитие психики ребенка. Учитывая постепенную гармонизацию психических процессов, достигаемую к подростковому возрасту, можно объяснить снижение интереса к рисованию исчерпыванием биологической потребности в нем. Подросток, имеющий более высокий уровень абстрагирования, чем дошкольник и младший школьник, способен более точно передать события и отношения с помощью слов, поэтому не испытывает уже острой потребности рисования.
Публикация «Консультация „Значение изобразительного искусства при работе с детьми предшкольного возраста“» размещена в разделах
Маленькие дети, рисуя на листе бумаги, могут располагать героев своей картины вверх ногами, по диагонали и т. д., но по мере развития пространственного восприятия юный художник начинает передавать пространственные взаимоотношения в картине. Постепенно место разрозненных фигур на рисунке занимают люди, объединенные общим делом или держащиеся за руки.
Детский рисунок традиционно является объектом исследования психологической науки.
На современном этапе развития науки ни у кого уже не возникает сомнений в том, что детский рисунок является одним из важнейших источников знаний о психическом развитии автора. На основании качественной и количественной оценки изображенного ребенком можно сделать выводы о его эмоциональном состоянии, физическом самочувствии, личностном развитии и т. д. В связи со сказанным само понятие рисунка и его онтогенез нуждается в дополнительном изучении.
Под понятием рисунок нами понимается изображение, выполненное от руки без использования дополнительных технических приспособлений с помощью ряда графических средств, таких как штрихи, линии, пятна и пр. Рисунки могут классифицироваться по методике рисования, жанру, назначению, технике и особенностям авторского подхода.
Рисунок содержит в себе определенную фиксацию окружающего ребенка мира или его эмоционального реагирования на воспринимаемые объекты действительности. Рисунок способен отразить уровень образного развития, графической культуры, степень абстрагирования, яркость восприятия, эстетическое и духовное развитие автора. Так же, как было отмечено, рисунок способен рассказать об эмоциональном состоянии, настроении автора.
В процессе первых художественных опытов ребенок еще не сосредотачивает внимании на происходящем, поэтому, водя карандашом по бумаге, может смотреть в сторону или отвлекаться на другие действия. В связи с этим первые каракули представляют собой прерывные, закругленные линии, исполненные слабым нажимом. Первые каракули также могут напоминать галочки, вертикальные и горизонтальные палочки, спирали.
Таким образом, начало рисования для ребенка – это продукт случайных манипуляций с карандашом. Хотя существует и иное объяснение этому процессу. Например, многие ученые считают, что ребенок изображает каракули в процессе копирования действий взрослых, поэтому регуляция и произвольность данного процесса так мала. Так, А. А. Смирнов считает, что марания – это продукт подражания действиям взрослого человека, поэтому не содержат в себе какого-либо смысла или сюжета. Уровень развития мышления детей данного возраста еще достаточно низок, поэтому они не способны передавать свои ощущения с помощью графических образов.
Иногда дети при изображении каракулей добавляют также вокализацию, совпадающую по ритму с движениями руки. Подобный эффект сочетания действий называют «ритмическими каракулями». Содержание подобных изображений также различно : это и ломаные линии, и спиралевидные фигуры, и даже круговые орнаменты. Вместе с тем, пока ребенок никак не называет изображенные фигуры, т. е. не производит опредмечивания, данные графические образы остаются только каракулями.