Ольга Сокольцова
Консультация «Задачи и способы планирования игры в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому, игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Вторая младшая группа.
Задачи планирования игры
- развивать интерес к различным видам игр;
Публикация «Консультация „Задачи и способы планирования игры в разных возрастных группах“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- поддерживать бодрое и радостное настроение, побуждать к активным действиям, развивать самостоятельность;
- помогать детям, объединяться в группы по 2-3 человека;
- воспитывать доброжелательные отношения друг с другом;
- побуждать робких и застенчивых детей включаться в игру;
- учить соблюдать элементарные правила поведения в игре (не ломать, не толкать, не отнимать);
- развивать речь, обогащать словарь.
Задачи планирования сюжетно-ролевой игры.
- развивать умение придумывать несложный сюжет; выбирать роль; выполнять несколько взаимосвязанных действий (лечить, кормить и. т. д.);
- учить взаимодействиям в сюжетах с 2-мя действующими лицами (выполнять роли за себя и за игрушку);
поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты, дополнять обстановку недостающими игрушками и предметами;
- способствовать возникновению игр на темы наблюдений окружающей жизни, литературных произведений.
Средняя группа.
Задачи планирования игры
- обогащать содержание игр, развивать самостоятельность в выборе игры;
- поощрять самостоятельно возникающие игровые группировки, содействовать их большей устойчивости, сплоченности;
- развивать активное речевое общение;
- формировать положительные взаимоотношения в игре;
- воспитывать умение выполнять правила игры.
Задачи планирования сюжетно-ролевой игры.
- подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли; выполнять игровые действия; действовать с общим игровым замыслом;
- учить готовить обстановку для игры, подбирать предметы и атрибуты; выбирать удобное место;
- развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала; побуждать создавать постройки большой конструктивной сложности;
- учить детей договариваться том, что они будут строить; распределять между собой работу, материал, согласовывать свои действия с действиями других детей и добиваться общих результатов;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь.
Старшая группа
Задачи планирования игры
- продолжать обогащать содержание игры;
- учить самостоятельно, организовывать игры; способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений;
- формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера;
- воспитывать справедливость в оценке поступков своих товарищей;
Учить в спокойной вежливой форме, высказывать несогласие с предложениями и действиями сверстников;
- совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности;
- закрепить умение выполнять правила и нормы в совместной игре.
Задачи планирования сюжетно-ролевой игры.
- продолжать развивать умение выбирать тему для игры;
- развивать сюжет на основе знаний полученных из окружающей действительности, художественной литературы;
- учить до начала игры согласовывать тему игры, распределять роли, готовить необходимое оборудование;
- способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия ролевых взаимоотношений;
- продолжать учить детей коллективно возводить постройки необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
- учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях.
Подготовительная группа.
Задачи планирования игры
- развивать инициативу и творческие способности;
- воспитывать чувство коллективизма;
Задачи планирования сюжетного - ролевой игры.
- побуждать детей более широко и творчески использовать знания окружающей действительности;
- обеспечить развитие игры;
- развивать творческое воображение, совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников;
- формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи;
- продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты. Конструкторы, строительный материал;
- воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнениями друзей по игре, справедливо разрешать споры.
Способы планирования игры.
Организация игр педагогом осуществляется в трё х основных формах: подготовка к проведению игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению игры входят :
• отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др. ;
• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
• определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
• выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
• определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
• подготовка необходимого материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);
• подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
• подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение игр включает:
• ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
• объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил ;
• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
• определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью игровой задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.