Ирина Колесникова
Консультация «Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание — это педагогический процесс, в ходе которого происходит вхождение ребенка в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей [1].
Проблема воспитания дошкольников в нынешнем мире является одной из самых жизненных. Конечно, первые педагоги для ребенка – это родители, именно они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ребенка еще в детском возрасте. И задачей образовательных организаций является сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников, т. е. общение «на равных», организация совместной деятельности по принципу партнерства[2].
Публикация «Консультация „Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников“» размещена в разделах
Конечно, работа с родителями должна иметь личный подход, нужно учитывать и общественный статус семьи, её микроклимат, предпочтения родителей и уровень их интереса в сотрудничестве. Являясь педагогами дошкольного учреждения, в своей статье нам хотелось бы осветить проблему взаимодействия детского сада и семьи, которая нам наиболее близка и понятна. Опираясь на собственном опыте и довольно значительном педагогическом стаже можно отметить, что многие семьи видят тяжести в воспитании своих ребят, которые объясняются и занятостью родителей на работе, и недостаточностью осведомленности в вопросах воспитания и индивидуальными проблемами во взаимоотношениях. Иногда очень сложно налаживать отношения с родителями воспитанников, т. к. не все охотно идут на контакт, не впускают посторонних в жизнь своей семьи [3]. Также весьма поменялась нынешняя семья : возникло значительное количество новых информационных технологий; финансовое и социальное расслоение. Все это вынуждает искать новейшие формы взаимодействия.
Прежде всего, работа с семьями воспитанников основывается на доброжелательности и вежливости общения педагога и родителей. Это весьма располагает к себе, ведь педагог общается с родителями ежедневно, и собственно от него зависит, каким будет отношение семьи к ДОУ в целом. Тут сгодится и человеческое, и педагогическое, и психологическое умение педагога успокоить, посочувствовать, поддержать и помочь в той или иной сложной педагогической ситуации.
Во всех группах ДОУ составляется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Проведение анкетирования, «круглых столов», бесед помогает грамотно и результативно построить работу с родителями. При составлении плана совместной деятельности мы стараемся реагировать на изменения, события, происходящие в обществе и в зависимости от этого, планируем тематику, форму мероприятий с семьёй.
В дошкольном учреждение работает консультативный пункт, где любой родитель может получить квалифицированную консультацию по вопросам развития, обучения и воспитания дошкольника у психолога, учителя-логопеда, музыкального работника, воспитателей, врача.
Педагоги детского сада в своих группах деятельно сотрудничают с родителями воспитанников, стремятся не просто показать образовательный процесс, но и завлечь их в него. Очень помогают в этом мастер-классы по художественному творчеству, где ребята, совместно с родителями рисуют, лепят, создают красивые панно. Спортивные мероприятия, которые мы практикуем к таким праздникам, как «День Матери», «День отца» и др. очень сближают, поскольку на них мы стараемся приглашать всех членов семьи.
На группах непрерывно идет работа над проектами с различной тематикой, в которой идет весьма близкое сотрудничество с семьями. Например, недавно, педагоги ДОУ работали над проектом «Мы играем в театр», где дети узнали много нового о видах театра. Родители были проинформированы о целях проекта, задачах его проведения, и с удовольствием приняли в нё м участие: участвовали в показе спектакля в группе вместе с детьми и в создании атрибутов на группе, затем все поучаствовали в чаепитии. Мы поощряем приход родителей в группу не только для наблюдения, но и непринужденно для участия в жизни ребят.
В данный момент на группах идет работа над проектом «Семья – это то, что с тобой навсегда», где родители сами готовят работы о своей семье, коллажи, генеалогическое древо, зарисовки по данной тематике и крайне приятно, что инициатива идет от самих родителей, все работы интересные, непохожие друг на друга. Анализ рисунков на тему «Моя семья», «Мой дом», также помогают понять, как относятся к ребятам дома.
Активно родители принимают участие в праздниках, где играют различные роли, исполняют танцы и вокальные номера со своими ребятами. А как гордятся ими в это время их собственные ребята, так как через эмоциональную деятельность идет обогащение, сближение отношений. Ведь не зря гласит пословица: «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Педагоги практикуют на группах выставки детского творчества, где ребята совместно с родителями мастерят исключительно восхитительные поделки, рисунки, которые мы отправляем на разные международные, всероссийские конкурсы, и работы наших ребят занимают призовые места.
Конечно, мы применяем и традиционные методы взаимодействия с семьей : родительские собрания, уголки для родителей, стенды, консультации, ведь они тоже нужны, полезны и интересны. Но значительных итогов не дают, т. к. направлены на взаимодействие с широким кругом родителей и в этих условиях, нельзя разглядеть личные проблемы и успехи любой семьи и ребят. Родители находятся в роли пассивных слушателей и исполнителей, педагогу нет возможности с ними работать сообща. Поэтому появление возможности применять в своей работе инновационные методы и формы взаимодействия с семьёй помогает учитывать личные особенности семьи и приносит наиболее действенный итог.
У родителей возникает интерес в воспитательной деятельности, идет обмен родительским опытом, анализ достижений и ошибок, идет понимание важности партнерских отношений между детским садом и семьей, идет энергичное включение в педагогический процесс. Все это дает положительные результаты и показывает родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность и участие в воспитательно-образовательном процессе нужно, прежде всего, для успешного развития их собственного ребенка и сближения семьи [4].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Макаренко Т. А., Потапова Е. Г. Современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 302–304.
2. Обутов Э. Э., Лаврова В. П. Проблемы воспитания подрастающего поколения в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 291–293.
3. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы второй международной научной конференции (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71-74.
4. Филипская С. В. Взаимодействие ДОУ и семьи для полноценного и всестороннего развития ребёнка в условиях реализации ФГОС / С. В. Филипская, Н. Н. Мацукова, О. Н. Мишурова // Образование и наука в современных реалиях : материалы II Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 5 нояб. 2017 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 139-140.