Елизавета Чекмасова
Консультация учителя-логопеда для родителей «Весёлый язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация учителя – логопеда для родителей на тему
«Весёлый язычок»
Одним из компонентов здоровьесберегающей деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является работа по развитию основных движений органов речевого аппарата, проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Публикация «Консультация учителя-логопеда для родителей „Весёлый язычок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов
артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. При произнесении различных звуков каждый участвующий в произношении орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно, один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение.
У детей с речевыми нарушениями следующие особенности физического развития:
- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
- нарушение темпоритмической организации движений.
Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать
координировано. По характеру выполнения упражнения артикуляционной гимнастики подразделяются на статические и динамические.
Целью статических упражнений является выработка умения принимать и удерживать
артикуляторную позу. Это, например, «Лопатка», «Окошко», «Парус», «Грибок». Целью динамических упражнений является выработка умения переключаться с одной позы на другую. Это упражнения: «Маятник», «Качели», «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка».
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, при хорошем освещении. При отборе материла необходимо соблюдать определенные рекомендации:
• Идти от простого к сложному.
• Проводить гимнастику эмоционально, в игровой форме.
•Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. используется
зрительный самоконтроль.
• С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык, губы и т. д.
• Каждому упражнению в соответствии с выполняемыми действиями дается название и
подбирается картинка, также можно подобрать стихотворение.
Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что слизываешь с верхней губы вкусное варенье… клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и
словарь малыша пополнили.
Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение. Таким образом, регулярное выполнение гимнастики поможет:
• Улучшить подвижность артикуляционных органов.
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.
• Увеличить амплитуду движений.
• Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, дети сами становятся активными участниками этой сказки, и звуки преображаются. Приведу пример
некоторых считалок и сказок.
Считалка:
Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.
Два – подуем в дудочки. Губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри. Улыбаемся на «три».
На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».
Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.
Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.
Сказка «Язычок и Змейка»
Это артикуляционная игра — сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс
артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата.
Жил-был язычок. (Высунуть язык.)
Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)
Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и отодвигать обратно.)
— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.
И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)
А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки (арт. упр. «Лопатка») и стали копать
(поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунды, повторять несколько раз.)
Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)
Посмотрели на часы. (Упражнение «Часики».)
Пора домой.
Нарвали корзину грибов. (Удерживать язык, присосав его к небу.)
И поскакали домой. (Щелкать языком.)
Весёлые истории для артикуляционной гимнастики* :
- для пассивной артикуляционной гимнастики сказка «Храбрый комар»
- для отработки звуков [к]-[г]-[х] сказка «Прекрасная обжорка»
- для отработки звуков [ш]-[ж]-[щ]-[ч] сказка «Трудолюбивая божья коровка»
(*Находятся в приложении в распечатанном виде)