Татьяна Проскурякова
Консультация «Влияние развития мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изодеятельности на развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние развития мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изодеятельности на развитие речи
Наша речь является важнейшей психической функцией человека. Налаживанию контакта между людьми только речь этому способствует. Поэтому правильная и богатая речь, дает человеку возможность высказывать свои мысли, познавать окружающий мир и конечно полноценно строить взаимоотношения с окружающими.
Речевая способность ребенка зависит от тренировки артикулярного аппарата, и от тренировки рук и пальцев. Именно поэтому важным для речевого развития ребёнка является - развитие мелкой моторики рук.
Публикация «Консультация „Влияние развития мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изодеятельности на развитие речи“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
С речью тесно связано развитие моторики рук. что и способствует её развитию. Учеными доказано, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции.
В следствии чего можно сказать. что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии и интеллекта и речи.
Таким образом для преодоления отставания в речевом развитии применяются упражнения и игры, несложные занимательные задания направленные на совершенствование движений пальцев рук. Такие занятия нравятся детям и являются очень эффективными как для развития речи так и для улучшения координации движений. Польза их ещё и в том, что они подготавливают руку ребенка к рисованию,конструированию, лепке и письму.
Научно доказано, то что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило у детей, имеющих различные речевые нарушения, наблюдается несформированность способности к длительным волевым усилиям, нарушение развития ручной моторики и недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Тем самым у ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты внимание, логическое мышление, память, а это особенно важно при будущем поступлении в школу. Можно уверено сказать, что развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.
Изобразительная деятельность, так же как и другие виды деятельности, благоприятна для развития речи. Деятельность с карандашами, красками,– это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе изобразительного творчества,любых манипуляций с материалами идёт точечный массаж биологически активных точек которые расположенных на ладошках и пальчиках рук ребёнка. Вместе с тем, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения и соединяя их со слуховыми, тактильными и зрительными восприятиями в интегрированные образы и представления.
Таким образом, на занятиях, изобразительной деятельностью решаются задачи по обогащению словаря, совершенствуется и развивается речь детей, как разговорная так подготавливается появление связной речи.
Работа по развитию мелкой моторики начинается с младшего возраста. Это пальчиковые игры. Сложность их зависит от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.
Средний и старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. В этом возрасте происходит соединение речи, памяти и мышления. Учитывая потенциал нового поколения в умственном и творческом развитии недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов для развития творческих способностей и передачи полученной информации.
Поэтому в среднем возрасте дети продолжают знакомится с различными техниками нетрадиционного рисования.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, искать, пробовать, экспериментировать, и самое главное, самовыражаться. Рисование оригинальными техниками и необычными материалами позволяет детям ощутить положительные и незабываемые эмоции. Дети на занятиях учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки по средствам нетрадиционных способов рисования, их особенностям, многообразием материалов, используемых в рисовании.
При выборе техник по нетрадиционному рисованию учитываются возраст и индивидуальные особенности детей, постепенно расширяется и содержание их работ, усложняются умения и навыки, элементы, выделяются новые средства выразительности.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, непосредственнее, смелее, развивает воображение, и дает полную свободу для самовыражения.
В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретают опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, навыки диалогического общения, и конечно учатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения. Дети демонстрируют в процессе изодеятельности такие качества как терпимость, самостоятельность, трудолюбие, охотно проявляют инициативу, умение сообща планировать и осуществлять работу. И как итог такой работы педагога - повышается уровень развития речи детей. Работа активизирует познавательно-речевые и художественные способности детей.