Марина Кайгородова
Консультация «Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка
Составила музыкальный руководитель 1 категории Кайгородова М. А.
Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка
Публикация «Консультация „Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Эстетическое воспитание — это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т. е. формирования творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Человек не рождается с чувством прекрасного – его надо развивать и воспитывать. Во многом этому помогает музыка. Из всех видов искусства она обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Потому очень важно научить наших детей понимать музыку и общаться с ней.
Музыкально-эстетическое воспитание - процесс сложный, длительный и многогранный. Он начинается в раннем детстве, когда ребенок восприимчив. Эта восприимчивость в зависимости от условий может или заглохнуть, или получить дальнейшее развитие. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский считал, что «овладение азбукой музыкальной культуры - способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту - особенно интенсивно в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы». В связи с этим необходимо уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке, формировать основы музыкальной культуры. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Человек не рождается с чувством прекрасного – его надо развивать и воспитывать. Во многом этому помогает музыка.
Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства,это прежде всего классика.
Классическая музыка – это музыка, созданная талантливыми авторами, в конце 18 -19 веков, которых справедливо называют композиторами – классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Нам, педагогам, надо помочь детям войти в её мир, разнообразный и сложный, научить слушать и слышать музыку, чувствовать и сознавать её красоту.
Давая слушать детям музыку, необходимо помнить, что дети могут внимательно слушать музыку в течение небольшого отрезка времени, поэтому на слушание необходимо отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. Очень важно соблюдать чувство меры. Многие зарубежные и советские композиторы-классики сочиняли музыку специально для детей, учитывая детскую психологию, специфику возраста. В своей работе с детьми я использую музыкальные пьесы для детей таких композиторов как П. Чайковский, Н. Гречанинов, Р. Шуман, С. Майкопар, Д. Шостакович, С. Прокофьев, М. Глинка. Слушая произведения композиторов - классиков, дети начинают приобщаться к красоте и богатству выразительных средств музыки, это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса. Кроме этого рекомендуется слушать классические произведения разного времени – старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, и других композиторов – классиков, тем самым формировать у детей эталоны красоты. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Беседа, правильно поставленные вопросы помогают детям раскрыть средства музыкальной выразительности. Помогают выявить интерес к музыкальному произведению и рассказы о творчестве композитора, показ его портрета. Слушание музыки, ощущение красоты музыкальных звуков вызывает у детей ответное чувство сопереживания и не может не влиять на формирование у них мотивов эстетического отношения ко всему, что их окружает.
Слушание музыки может идти не только отдельным видом музыкальной деятельности, но и прослеживаться в других видах: музыкально- ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально- дидактических играх. Например, знакомство с произведением «Вальс-шутка» Д. Шостаковича осуществляется через игру на музыкальных инструментах в оркестре, а характер музыки П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» дети передают в движении танца снежинок. Играя в дидактическую игру «Море», дети знакомятся с жанрами музыки; а в подвижную игру «Что услышал- покажи» у детей развивается творчество и воображение.
Музыкальное восприятие должно развиваться не только в образовательной деятельности. Музыка может звучать фоном для тихих игр, рисования, перед сном, после него и др. Вместе с воспитателем мы подбираем записи музыкальных произведений, которые они используют у себя в группе. В группе должна быть создана музыкальная зона для слушания музыки, которая содержит музыкальный центр, диски с записью музыки, портреты известных композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин.
Приобщая детей к классической музыке во всех видах деятельности, мы не ставим себе задачу вырастить вундеркиндов или музыкантов, а стараемся вызвать в ребенке отклик его сердца на добро и зло окружающего мира, помогаем детям в умении слушать и смотреть на мир не только ушами и глазами, но и сердцем.