Любовь Чунтонова
Консультация «Влияние музыки на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние музыки на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста
«Любите и изучайте великое искусство музыки.
Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.»
Шостакович Д.
В жизни каждого человека музыка занимает значительное место. Чем это объяснить?
Публикация «Консультация „Влияние музыки на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Дело в том, что музыкальные звуки выделяются среди других звуков тем, что их частоты связаны между собой определенными пропорциями (гармониками). Эти же пропорции можно наблюдать во всем многообразии природных явлений от развития клетки растений до движения планет вокруг Солнца, и в рукотворном мире - в архитектуре, искусстве, математике.
Музыкальные звуки, образующие музыкальное произведение, подчинены определенному ритму. Известные ритмы 4/4, 2/4, 3/4, 6/8… имеют прямое соответствие ритмам жизненных процессов и человека, в том числе.
Почему музыка оказывает сильное воздействие на человека? Человека можно сравнить с очень сложным уникальным и тонко настроенным музыкальным инструментом. Каждый атом, молекула, клетка, ткань и орган тела постоянно излучают частоты физической, эмоциональной, психической и духовной жизни.
Соответствие частот музыкальных звуков структурному строению тканей и органов человека, а музыкального ритма – ритмам его жизнедеятельности, приводит к том, что музыка по принципу акустического резонанса оказывает очень глубокое и многостороннее воздействие практически на все функции человека (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы и мозга, на его эмоции, желания, чувства.
Когда звуковые волны проникают в тело человека, в его клетках возникают симпатические колебания. Высокое содержание в тканях воды помогает передавать звук. Общий механический эффект при этом можно сравнить с глубоким массажем на атомном и молекулярном уровнях.
Можно также отметить, что на организм человека музыка оказывает как прямое воздействие (воздействие звука и ритма на клетки, органы, функциональные процессы, так и через воздействие на эмоции, которые в свою очередь влияют на множество физиологических процессов.
В древней Греции и Риме музыка, несущая здоровое начало, тщательно отбиралась для сохранения здоровья, чистоты и твердого характера. Пифагор, Платон, Аристотель считали музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры.
Какая музыка делает нас лучше?
Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.
Примером такой музыки является классическая музыка. Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и нравственным, физическим и духовным здоровьем человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет «сделать их лучше».
Другой пример музыки, обладающей мощным гармонизирующим действием и большой исцеляющей силой, истинная народная музыка, которая является живым чудодейственным наследием для нас и будущих поколений.
Воздействие искаженных звуков и ритмов на человека.
Звук и ритм – фундаментальные понятия и основа мироздания.
Порядку и развитию живых систем соответствуют точные математические формулы ритмов.
Классические ритмы 4/4, 2/4, 3/4, 6/8… соответствуют этим формулам. Музыкальные стили, использующие эти ритмы, соответствуют жизненным процессам, восстановлению порядка, развитию.
Произведения музыки, которые искажают звук или не сохраняют эти ритмы (искаженная музыка, постепенно разрушают «настройку» тонкого и сложного «инструмента», которым является человек, приближая его к смерти духовной (деградации) и физической.
Известно, что музыка может обладать и негативным влиянием на психику и физическое здоровье человека.
Российские ученые первыми в мире выявили негативное влияние отдельных видов музыки на клетки человеческого организму. К примеру, при прослушивании онкологическими больными агрессивной музыки был зафиксирован стремительный рост раковых опухолей (и наоборот – звучание классической музыки этот рост замедляло).
Мировая наука признает, что громкая, быстрая и диссонансная музыка ослабляет человеческий организм. Данный факт подтверждает, в частности, исследования нейробиолога Джевазии Шрекенберга и физика Харви Барда (оба из США). Они наблюдали за двумя группами мышей, блуждавших по лабиринту в поисках приготовленной для них пищи. При этом одна группа мышей слушала вальсы И. Штрауса, а другая – барабанный бой. Результат музыкального испытания был таков: «вальсирующие» стали ориентироваться в лабиринте лучше, чем прежде, а вот зверьки, мчавшиеся под звуки барабана, даже по прошествии 3 недель не могли проторить дорогу к еде. Аналогичные опыты на мышах с целью изучения влияния на живые организмы громкой, быстрой и диссонансной музыки проводили и итальянские нейробиологи (результаты – схожие с теми, что были получены их коллегами из США).
Когда мы слышим очень громкие звуки, происходит существенное торможение деятельности коры головного мозга и «растормаживание» подкорковых центров (это состояние сродни опьянению).
На кафедре акустики МГУ проводили исследования. Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок композиций временно забывали таблицу умножения.
Установлено, что уровень громкости звука свыше 85 дБ вреден для человека. Для сравнения:
• шум нормального человеческого дыхания – до 10 дБ;
• шелест листвы, тихий шепот с расстояния 1 м – 15 дБ (в среднем);
• тиканье комнатных часов – до 30 дБ;
• шум городского уличного транспорта (на улице) – 70 дБ (в среднем);
• звуки сирены «скорой» помощи (рядом с машиной) -100 120 дБ.
Ученые вычислили, что без ущерба для слуха (и, соответственно, для здоровья) люди могут находиться на дискотеке не более 5 минут, а слушать громкую (свыше 85 дБ) музыку в наушниках – не более 30 секунд.
В Японии провели такой эксперимент. 120 кормящих матерей разделили на 2 группы и на протяжении 2 недель подвергали систематическим сеансам музыкотерапии: 1-я группа слушала классическую музыку, а 2-я – поп-музыку. В результате к моменту завершения эксперимента у женщин из 1-ой группы выработка материнского молока увеличилась на 20%, у женщин из 2-ой группы – снизилась на 50%.
Американские врачи во главе с ученым Г. Ларсеном пришли к убеждению, что повторяющийся ритм и низкочастотные колебания звуков бас-гитары сильно влияют на состояние спинномозговой жидкости и, как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреторную функцию гормонов. (При этом существенно изменяется и уровень инсулина в крови).
Музыка с преобладанием в ней диссонансов, а также резко и одновременно звучащих сочетаний разнородных звуков вызывает и у исполнителей, и у слушателей сильное психоэмоциональное напряжение. В конечном итоге это может привести к серьезной травме психики.
«Раздражающая музыка учащает пульс, уменьшает силу сердечных сокращений, сужает сосуды и повышает артериальное давление» (С. В. Шушарджан, ведущий «официальный» музыкотерапевт России). Шумовые призвуки и дисгармоничные обертоны в музыкально-звуковом спектре серьезно вредят нервной системе: у человека при этом дрожат руки, теряется острота зрения и слуха.
В современной психологии существует понятие «темпомир личности» (собственный темп, ритм жизненной энергии, сознания, личной жизни и т. д. каждого конкретного человека). Этот «темпомир» вырабатывает сам человек под влиянием внутренних биоритмов и внешних ритмов, задаваемых обществом (социумом).
Что же касается засилья зарубежной эстрады, повсеместно культивируемой в нашей стране, то, по мнению академика Ф. Я. Шипунова, «Заимствование чужих музыкальных ритмов отнюдь не безобидны. Сформированные же веками национальные мелодии, скорее всего, отвечают оригинальным биопульсациям каждого этноса. Агрессия чужого ритма может разрушить стереотип поведения человека, лишить его самоидентификации, гармонии с окружающей средой».
На основании всего сказанного решайте сами: какую музыку выбирать и как ее слушать!
Музыкальный руководитель Л. Чунтонова
Литература:
1. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л. «Взаимосвязь обучения и развития музыкального творчества»Просвещение, 1974.
2. Соколова А. «Классическая музыка в детском саду».
3. Семынина В. «Музыка: воспитание души».
4. Радынова, Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. «Музыкальное воспитание дошкольников».
5. Кондратюк Н. Н. Музыка в лечебных целях: Музыка в школе. -М. : ТЦ Сфера, 2005 (Игровые методы обучения).
6. Петрушин В. И. Слушай, пой, играй. – М. : ВЛАДОС, 2000.
7. Влияние классики на людей. www.classicalmusic.ru
8. Музыкотерапия, основанная на прослушивании классической музыки. Сайт врача и его разработки. www.rognovsergey.ru