Елена Польченко
Консультация «Влияние физкультминуток на здоровье детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Для физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки.
Целью проведения физкультурной минутки является – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки.
Публикация «Консультация „Влияние физкультминуток на здоровье детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.
Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы.
На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке необходимого инвентаря и пособия, которые помогут провести комплекс живо, эмоционально, интересно (бубен барабан, аудиозапись, ленточки платочки и прочее).
Я бы хотела предложить вам практические разработки физкультминуток подобранные к каждому режимному моменту.
Очень важно в утренние часы выявить у ребенка эмоциональный настрой. При помощи разноцветных физкультминуток вы сможете повлиять на улучшение самочувствия ваших воспитанников.
Перед началом разноцветных физкультминуток эффективно использовать сюрпризный момент – появление гостя, т. е. куклы. игрушки, либо другого предмета соответствующего цвета. Сначала дайте детям возможность досыта насладиться цветом, а потом уже предлагайте упражнения.
Созерцание желтого цвета обеспечивает организму равновесие, стимулирует интеллект и общительность. Это цвет теплых цветовых лучей. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям, дисциплиной.
Желтая песенка
Желтое солнце на землю глядит, (руки вверх, потянулись)
Желтый подсолнух за солнцем следит. (качание руками влево- вправо)
Желтые груши на ветках висят. (встряхивание руками вниз)
Желтые листья с деревьев летят. (махи руками в стороны и вверх-вниз)
Желтая бабочка, желтая букашка.
Желтые лютики, желтая ромашка. (приседания)
Желтое солнышко, желтый песочек,
Желтый цвет радости, радуйся дружочек. (прыжки на месте)
Воздействие зеленого цвета создает в организме ощущение мира и равновесия. Недаром мы так замечательно себя чувствуем на природе. На зеленной лужайке, в лесу. Зеленный цвет снимает утомление глаз, сердцебиение, нервное напряжение.
Зеленый луг
Расцветает луг зеленый, (руки в стороны)
Раскудрявились леса. (руки вверх)
Держат радугу в ладонях голубые небеса. (руки перед собой, ладони к верху)
Теплым солнышком согреты загорелые ветра. (наклоны туловища вправо –влево)
Здравствуй лето, здравствуй лето! (прыжки на месте)
Нашей радости пора. (хлопки в ладоши)
Комплекс утренней гимнастики так же может быть в форме физкультминутки.
1. И. П. основная стойка. Ходьба на месте.
Раз, два, раз, два, шагает дружно детвора.
Шире шаг, не зевай, к завтраку не опоздай.
2. И. П. О. С. Встать на носки, руки вверх, потянуться.
Солнце яркое встает, лучики свои нам шлет
Руки солнцу мы протянем.
Здравствуй – солнышку мы скажем.
3. И. П. О. С. руки на поясе. Повороты головой влево, вправо.
Бежит тропинка через луг, ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг да по колено травы.
4. И. П. - ноги на ширине плеч, руки опущены.
Силачи мы, силачи, в руках держим кирпичи.
Их на пол не бросаем, а все выше поднимаем.
Для того чтобы настроить детей на занятие можно провести физкультминутку на тактильные ощущения или на остроту зрения.
«Внимательный сыщик»
Цель: развивать внимание и зрительную память.
Игроки внимательно рассматривают друг друга запоминают кто где сидит. После того как один выходит меняются одеждой или местами. Вернувшись ребенок должен выяснить, что изменилось.
«Обувной салат»
Цель: Развивать внимание, тактильное восприятие.
Игроки садятся в круг. Каждый снимает туфлю и кладет ее на середину круга. Затем дети с завязанными глазами стараются найти и вытащить свою туфлю из «обувного салата».
Физкультминутки во время занятия целесообразно проводить с учетом того вида деятельности которым занимались дети. Если дети лепили, рисовали, то здесь будет уместна более активная физкультминутка, т. к нагрузка в основном была на мышцы шеи, спины, рук.
Стали дети ровно в круг.
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою – хлопок.
А теперь все дружно перепрыгнем лужу!
А сейчас идем по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Если дети занимались более активным видом деятельности, то в таком случае будет уместны лечебные паузы связанные с самомассажем биологически активных точек.
Массаж рук «Строим дом»
Целый день тук да тук --- хлопают ладонью правой руки по левой от кисти к
Раздается звонкий стук плечу и наоборот.
Молоточки стучат --- поколачивают кулачками правую и левую руку
Строим домик для зайчат
Молоточки стучат
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек --- растирают кулачком (круговыми движениями)
Этот дом для зайчиков правую и левую руку.
Этот дом для девочек --- пальчиками правой руки пробегают по левой и
Этот дом для мальчиков наоборот.
Вот какой хороший дом --- поглаживают ладонью то левую то правую руку.
Как мы славно заживем.
Будем песни распевать --- скользящие хлопки ладоней «тарелочки»
Веселиться и плясать.
Гимнастика для глаз «Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит --- ходьба вперевалочку согнувшись, загребая руками.
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.
Облизывает лапу сластена косолапый, --- изображать как достает и ест мед
А пчелы налетают, медведя прогоняют. --- «отмахиваться от пчел»
А пчелы жалят мишку: не ешь наш мед, воришка! --- пальцем касаться лба, щек, носа (глазами следить за движением рук)
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять --- поочередно соединять пальцы
Вышли пальцы погулять --- хлопки в ладоши
Этот пальчик самый сильный самый толстый и большой --- показывают
Этот пальчик для того чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!
Физкультминутки на прогулке всецело зависят и от времени года и от запланированного вами двигательного режима. Двигательные действия, совершаемые ребенком, достаточно разнообразны. Использование природных факторов в сочетании с движениями, физическими упражнениями улучшают приспособительные функции организма ребенка.
Одной из самых эффективных форм физкультминуток на воздухе является дыхательная гимнастика.
Дыхательное упражнение «Петух»
Лишь пришла пора рассвета
Как петух закукарекал --- Дети хлопают руками по бедрам и произнося «ку-ка-ре-ку»
Что за чудо петушок
Чистый звонкий голосок--- Движения повторяются.
Дыхательное упражнение «Лесорубы»
Лесорубами мы стали,
Топоры мы в руки взяли --- Имитация движений, произносят «Ух».
Раз – два! Раз –два!
Будут на зиму дрова.
Физкультминутки имеющие игровую мотивацию, так же являются неотъемлемой частью прогулки.
Игровое упражнение «Шел король по лесу»
Сказочные физкультминутки очень подойдут после дневного сна.
«Буратино потянулся».
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключи видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
«Царь Горох»
Давным - давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил - вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
Во второй половине дня, как правило, время отводится для индивидуальной работы и для закрепления изученного. здесь будут уместны физкультминутки на закрепление счета или на развитие речи.
Физкультминутка на закрепление счета.
Раз – подняться потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за столик тихо сесть.
Логоритмика «Дядюшка Ау»
Как поет в селе петух? отвечают дети: ух! ух! ух!
Да не филин, а петух? ух! ух! ух!
Вы уверенны что так? так! так!
А на самом деле как? Как! Как!
Это ухо или нос? Нос! Нос!
Или может сеновоз Воз! Воз!
Это локоть или глаз? Глаз! Глаз!
А вот это что у нас? Нос! Нос!
Вы хорошие всегда? Да! Да!
Или только иногда? Да! Да!
Не устали отвечать? Чать! Чать!
Разрешаю помолчать!
Рекомендуемая литература: В. И Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»,Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко «Здоровячок», М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет», Л. В Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».