Татьяна Сердюк
Консультация для воспитателей «Влияние физкультминуток на работоспособность детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание Программы детского сада предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях, где дети находятся в неподвижном положения. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.
Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние физкультминуток на работоспособность детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственна маленьким детям. Это обусловлено тем, что для дошкольников характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга.
Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функции коры головного мозга, проявления нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени. Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведение. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ /по Н. Акоариной/ :
- нарушение недавно сформированных умений;
- нарушение координации мелких движений, замедленность их;
- длительные отвлечения;
- примитивные манипуляции /накладывание, постукивание, бросание пред-метов и др. /
- появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например сосание пальцев, раскачивание;
- повышенная раздражительность;
- зевота.
Исследования показали, что первые признаки утомления появляется у детей средней группы на 7-9 минуте занятия, старшей - 10-12-й, в подготовительной к школе - на 12-14-й.
Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются Физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательно - вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению ее работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.
Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Поэтому в детском саду на занятиях широко используются физкультминутки. Их рекомендуется проводить в течении 1,5 - 3 минут.
Основные требования при организации Физкультминуток :
1. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
2. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
3. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающую функциональную деятельность всех органов я систем.
4. Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-3 упражнений: для рук и плечевого пояса типа потягивания - выпрямление позвоночника, расширение грудной клетки: руки в стороны или вверх - в стороны, к плечам, перед собой; для туловища - наклоны, повороты; для ног - приседания, подскоки и бег на месте.
Известно, что положительные эмоции влияют на регуляцию деятельности всех внутренних органов, повышая тонус коры головного мозга, побуждают к активной деятельности. Учитывая это, а также образность мышления дошкольников их стремление к игровой деятельности в комплексы физкультминуток широко вводятся имитационные упражнения в сопровождении стихов.
При подборе упражнений необходимо помнить об объеме и характере двигательной активности на занятии. Так, на занятии по развитию математических представлений дети выполняют некоторые движения руками, раскладывая, переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельности в напряжения находятся мелкие мышцы кистей рук. Поэтому в физкультминутки наряду с другими нужно включать упражнения на расслабление мышц рук.
Почти отсутствуют движения на занятиях по развитию речи. В данном случае требуется введение интенсивных движений о большой амплитудой, а также энергичных движений кистей (сжимание, разжимание, вращение, повышающих тонус коры в целом.
Определенное значение имеет и смысловое содержание физкультминутки. Если упражнения даны в виде образов или заданий и они связаны с содержанием занятия, то переход от занятия к физкультминутке, и наоборот, совершается легко.
Однако следует отметить, что на некоторых занятиях (например по изобразительной деятельности) дети бывают настолько увлечены, что отрывать их не целесообразно. Утомление проявляется лишь при нарушении осанки (низкий наклон головы, изгиб туловища в сторону и т. п.)
В таких случаях достаточно дать одно-два упражнения, сидя на выпрямление корпуса.
Если упражнения не связаны с содержанием занятия, то переключение с одной деятельности на другую происходит труднее. При этом нужно акцентировать внимание детей на отдельных качественных сторонах движения, что повышает их физиологический эффект. Так, во время вращения рук, согнутых в локтях, воспитатель подчеркивает : "Локти отведите назад, как можно дальше, спина прямая, голову не опускать". Такие упражнения целесообразно использовать в подготовительной к школе группе, так как у детей этого возраста более устойчиво внимание и лучше концентрация возбудительный процессов.
Следовательно упражнения используемые в физкультминутке должны быть эмоциональными, достаточно интересными. Плюс физкультминуток заключается еще ив том, что они развивают словарный запас, связную речь, автоматизируют поставленные звуки.