Лика Бердюгина
Консультация «Учимся играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Математика - таит в себе много занимательного, интересного.
Игра - основная деятельность детей.
Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания «Поиграй со мной!»- как часто слышим мы эту просьбу от детей. Сколько радости они испытывают, когда мы играем с ними. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Публикация «Консультация „Учимся играя“» размещена в разделах
-Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам как: цвет, форма, величина.
-Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Без «сосредоточения» невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.
-Игры, направленные на развитие памяти. Дети старшего дошкольного возраста уже могут ставить перед собой цель - запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирают средства для выполнения этой цели, то есть средства, облегчающие процесс запоминания.
И наконец, игры, помогающие подготовить ребенка к школе - это игры, которые развивают у детей элементарные математические представления. Поэтому, организуя игры с ребёнком надо внимательно присмотреться к нему, оценить индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предложить ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать в выполнении заданий, упрекать ребёнка в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.
Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять как предметы, окружающее ребёнка, так и модели изучаемого материала.
Известно, что усвоение ребёнком знаний начинается с материального действия с предметами или их рисунками, моделями, схемами. Практические действия переходят в словесные описания. В результате осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действий. Постепенно опора на действия с предметами или их моделями сокращаются. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме). Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая форма предполагает рассуждения и, наконец, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у детей уже сформированы представления или понятия.
При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия.
Математические развлечения: задачи- шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование и другие. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. У детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать логическое мышление, умственную активность, воображение, смекалку, быстроту реакции. Для этого и необходимо применять развлекательные, занимательные игры, игровые упражнения.
Особое внимание надо уделять развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные игры, задачи, упражнения: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Отгадай число» и другие. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Наибольшее применение в обучении математике находят дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и другие, Вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
В дидактических играх привлекает необычность постановки задачи (догадайся, найди и т. д., и способ её подачи (помоги Незнайке определить, кто его соседи). Любая дидактическая игра решает определённую задачу, направленную на совершенствование математических (количественных, временных, пространственных) представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определятся возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Дидактические игры уместны в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводится со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.
Каждая игра- это общение ребёнка с взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.
Так давайте играть!