Лариса Назарова
Учимся играя
▼ Скачать + Заказать документы
Д. В. менджерицкая: |
"Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития". |
Публикация «Учимся играя» размещена в разделах
Наблюдая окружающий мир и за деятельностью взрослых людей, ребенок хочет стать её участником, но в полной мере, как мы взрослые, еще не может это сделать, а в игре он может все.
В игре по-настоящему у него работает воображение, память, мышление, речь устанавливается отношения с парьнерами
И не "понарошку ", а по-настоящему малыш переживает события, которые лежат в основе игры, это формирует отношение малышей к людей и окружающиму миру. И мы взрослые, должны увидеть в игре личность ребенка: заботливая ли "мама", внимательный ли "врач", вежливый ли " продавец" .
Для взрослых игра ребенка своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил, увидел малыш на очередном этапе своего развития.
А развитие ребенка зависит от того, во что и как он играет.
Чем меньше ребенок, тем больше помощи в игре требуется ему от нас взрослых.
Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого : они не будут играть с ним, если почувствуют равнодушие, безразличие фальшь в их поведении. Мы взрослые должны уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом. Взрослые должны вовремя подсказать, придумать, что-то интересное, помочь в затрудительных ситуациях, но не делать за него, того с чем он справится сам. Постоянные, вредные подсказки, подавляют инициативу ребенка, ограничивающим его активность. Взрослые не должны злоупотреблять готовыми образцами решения различных ситуацией, полезнее дать ребенку больше самостоятельности для придумывания содержании и выполнение роли в игре. Ведь главным в игре должен быть ваш малыш.
Но прежде чем в игре появляются роли, он должен пройти достаточно сложный путь развития.
Но первом этапе действия с игрушками носит манипулятивный характер : ребенок действует с ними так, как позволяют ему его неумелые ручки. Затем малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушках отдельные свойства (погремушка звучит, двигается, меняет окраси т. д.) Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, в большой предмет вкладывают маленький и т. п.
Постепенно дети начинают отображать в игре не только физические свойства но и социальное назначение отдельных предметов (катают машинку, коляску, перевозят груз).
На втором и третьем году жизни ребенка перед нами взрослыми появляются новые задачи в развитии игры малыша. При правильной поддержке взрослых дети уже к 1,5 года начинают перехит от действий с предметами и игрушками, которбражению практических смысловых связей между ними, к обыгрыванию сюжетов из жизни. Ему интересно не просто катать их, кормитьь мишку, готовить обед, как это делает мама, укладывать игрушки в постель, баюкать, причесываться самому и причесывать кукол расческой, есть самому и кормить кукол.
Игры детей становятся разнообразней, познание окружающих его предметов проходит успешно. Потогите своему малышу перенести жизненный опыт в игру. покажите, как и во что можно играть. Действует с игрушкой, которые ему показала мама, он обязательно перенесет в свою игру, постоянно дополняя ее новым содержанием и
Например: малыш бросил куклу на пол, Мама ласково обращается к кукле : говорит " не плачь Катя, я тебя пожалею", можно прочитать потешку: "Катя, Катя маленькая Катенька удаленько, пройди по дороженьки, топни Катя ноженькой ", Катя идет ножками : топ-топ-топ. В следующий раз можно потанцевать с куклой под веселую музыку.
Ребенок подражает действием взрослых к концу второго и началу третьего года, он уже берет на себя определенную роль в игре вы без труда узнаете, как мальчик копирует в игре отца, как девочка выразительно передает жесты и интонации мамы.
Все это свидетельствует о новом этапе развития, о начале становления сюжетно-отобразительной игры. Ребенок на верном пути познания ведущем от него мире вещей к миру людей
Начало сюжетно-отобразительной игры состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу), а в дальнейшем из нескольких взаимносвязанных действий, отбражая целое событие ( Например: кормит моет посуду, одевает куклу на прогулку и т. д.) Полезно, когда малыш самостоятельно находит необходимую для этих действий игрушки и предметы, заменяющих их (кубик-мыло, палочка - термометр, круг- руль и т. п.) Тогда малыш сможет сам себя занять в игре.
Что же должны делать взрослые, чтобы сюжетно-отобразительная игра развивалась в таком направлении?
Необходимо создать условия для нагляднго познания малышам окружающего мира: через наблюдение действий взрослых, повадок животных, явлений природы.
Поддерживать наблюдения, поощряйте высказывание, мнение по поводу увиденного, не спешите, не торопитесь, не мешайте ему восхищаться. Уважайте интерес, привлекайте внимания и действием взрослых, можно предложить пригять посильное участие в этих действиях (разложить ложки, вилки для всех членов семьи)
Вообще следует привлекать малыша к доступной форме и равно правному участию в повседневных делах, которыми занимаются взрослые. Например, мама стирает дочке Даше платье, а рядом дочка в тазике стирает своей кукле платье. Вовремя стирки обе увлечены, довольны, улыбаются, разговаривают не остыла ли вода, достаточно ли мыла, чито ли выстирано платье, носочки
Все, с чем ребенок познакомится в жизни, он отражает в игре, дополняя её содержание из температуры, книг, разговоров со взрослыми
Малыш занимаясь своими делами, вольно или не вольно следит за нашими действиями, привычками, они узнают многие свойства предметов, их назначение, упражняются в простых трудовых действиях, и они получают удовольствие от полученных результатов, становятся более ловкие и умелые. В игре заложены большие возможности для творческого воспроизведения разных событий.
Полезно чтоб ребенок переносил игровые действия с одними игрушками на другие. Например, можно кормить не только куклу, но и мишку, зайку. Перенос знакомых действий с игрушками разнообразные игровые ситуации одевает куклу на прогулку, одевает после купания.)
Пострайтесь обогащать новыми впечатлениями. Подберите нужные предметы, и игрушки, Например, папа чинит стул, мам угощает всю семью чаем, доктор лечит больных.
От вас малыш переймет опыт, научится действовать, используя необходимые для игры игрушки, предметы заместителем
Многие родители считают, что для ребенок никчемные и даже вредными различные палочки, камешки, пробки, они говорят зачем этот "мусор", лучше пойдем в магазин и купим новую игрушку. Но это ошибочно, необходимо для развития фантазии, творчества, воображении, для того чтобы найти выход из любой ситуации, нестандартное непривычное решение проблем
Чем больше "игрушечных" трудностей малыш преодолевает, испытав при этом настоящее удовольствие, тем богаче будет его опыт творчества, находчивость в различных ситуациях (кукла захотела есть, а посуду нет.) Можно вместе походить поискать предметы -заместители, листик это тарелка, палочка может быть ложкой или вилкой, травка это спагетти.
Польза от этого большая- развисти воображение. Можно с уверенностью сказать, что такая хозяйка и во взрослой жизни не растеряется, выйдет из любой ситуации
Игра с предметами - заместителями и фантазия позволит развернуть игру в любом, даже не подходящем для этого месте.
Нам взрослым следует очень бережно относиться к игре ребенку, помня, какой это важный процесс для становления будущего человека.