валентина кузьмичева
Консультация «Знакомство с комнатными растениями и уход за ними»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема: «Знакомство с комнатными растениями и уход за ними»
Подготовила: Кузьмичева В. А.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Наша основная задача - развитие у детей активного познавательного интереса к окружающему миру.
Публикация «Консультация „Знакомство с комнатными растениями и уход за ними“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Консультации
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Консультации для родителей
- Темочки
Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского сада. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп. Труд наблюдения детей за растениями в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью, ранней весной и летом).
Постоянными обитателями уголков природы в детском саду являются комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву.
Большинство растений выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот. Комнатные растения различного ухода (различной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.).
Комнатные растения в интерьере детских садов играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении. Для озеленения детских садов можно использовать многие виды цветущих и декоративно -лиственных растений.
При оформлении, в ДОУ экологического уголка целесообразно применять такие виды озеленения, при которых растения не мешают подвижным играм детей. Традиционным местом размещения растений являются самые светлые места любого помещения. Ассортимент растений и их количество зависят от размеров окон и их ориентации по отношению к сторонам света. При размещении растений следует избегать их скученности, так как при этом они не только мешают друг другу, но и теряют свой декоративный эффект.
Подбор растений в уголке природы и уход за ними.
При отборе растений для уголка природы следует учитывать следующие требования, а именно:
1. Уход за растениями должен быть доступен дошкольному возрасту (при участии и руководстве воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые.
2. Растения в уголке должны быть внешне привлекательными, способными
вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольников.
3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же вида растений с целью, чтобы дети видели не только общие, но индивидуальные признаки, это подводит их к пониманию, разнообразит и неповторимости живых организмов.
4. Растения должны быть обязательно безопасны, не приносить вред здоровью детей.
5. Растение должно быть типичным для той или иной систематической или экологи-ческой группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского сада.
Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволяет организовать в любое время:
• длительные наблюдения за растениями,
• опыты,
• организацию труда по уходу за комнатными растениями;
• систему занятий.
Этапы организации труда в природе:
-наблюдение-осмотр живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
-трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре;
-заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.
Содержание наблюдений за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:
-рассматривание внешних особенностей строения растений;
-наблюдение за способами их функционирования;
-знакомство с условиями внешней среды;
-выявление зависимости состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей).
Труд детей в уголке природы:
- мытье широких, кожистых листьев,
- полив.
-организация огорода-сада но подоконнике (выращивание рассады для клумбы)
За такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов, в нескольких экземплярах, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками, например:
герань зональная,
бегония вечноцветущая,
фикус,
фуксия гибридная,
амазонская лилия,
кливия,
колеус,
бальзамин,
гортензия,
хризантема
Разнообразие:
• поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками,
• способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т. п.)
• величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др. ,
• способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон)
• видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.
Выбор новых видов зависит от того, какие растения были в уголке природы младшей группы.
Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков, ампельные растения (восковой плющ, клеродендрум).
Структура проведения наблюдений за природными объектами:
- Собрать детей и сконцентрировать их внимание. ( Например: «Послушаем, о чем говорят цветы»).
- Использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации. (Предлагаем посмотреть внимательно на объект и задаем вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 сек. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Дождавшись высказываний большинства детей: подтверждаем правильную информацию, хвалим тех, кто нашел верные ответы. В случае неуспеха не спешим делать пояснение, а задаем новые вопросы – уточняющие, по-другому сформулированные. Основная часть должна быть цельной. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, посторонним содержанием. Усилить наблюдение поможет включенные в него действия и движения, которые выполняют сами дети (покачаться как цветочек от дуновения легкого ветерка, осторожное тактильное обследование объекта.
- Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Именно в конце наблюдения читаем стихи, загадываем загадки – и все это по поводу наблюдения.
Большую роль в закреплении знаний о комнатных растениях могут сыграть разнообразные дидактические игры, во время которых дети усваивают:
• Названия комнатных растений (для младшей группы 1 –2, затем в каждой группе прибавляется еще 2 – 3 названия)
• Строение комнатных растений : уметь определять их строение, сравнивая со знакомым объектом растительного мира : «как дерево», «как травка».
• Части растений :
- выделять стебли;
- уметь описать листья: круглые, длинные – овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину (большие и маленькие); поверхность (гладкий, негладкий);
- уметь рассказать о цветах: название окраски в пределах основных цветов, количество цветов на цветоножке (один, много).