Ирина Варламова
Консультация «Исследовательское поведение дошкольников в процессе освоения изобразительного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательское поведение (это наиболее общее понятие) неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания и развития в изменяющейся среде. Исследовательское повел свойственно ребенку с момента появления на свет, оно позволяет ом\ ориентироваться в мире и познавать окружающее.
Положения, в которых раскрывается взаимосвязь познавательною и эстетического и уточняется своеобразие исследовательского поведении в освоении искусства :
Публикация «Консультация „Исследовательское поведение дошкольников в процессе освоения изобразительного искусства“» размещена в разделах
- исследовательское поведение направлено на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения;
- исследовательское поведение проявляется в творческой деятельности;
- способность создавать уникальные и необычные идеи и решения отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро и нетривиально разрешать проблемные ситуации;
развитие исследовательской деятельности и становление исследовательского поведения на материале искусства включает упражнения на развитие способностей, поиск в области разных способов выражения замысла, вариативности образов, комбинаций в сочетании средств выр аз ите л ь н о сти.
Принципиально важными для приобщения детей к искусству являются обогащение сенсорного опыта, а так же развитие сенсорных и познавательных способностей:
- умение видеть различие, сходство и оригинальность (выразительность) предметов, тончайшие проявления свойств (цвета, формы, размера, пространственных отношений, разгадать тайны и секреты используемых творцами материалов, приемов, способы создания ^образа для того, ч юбы применять в собственной творческой деятельности.
Для развития исследовательского поведения ребенка в художественных видах деятельности педагогу необходимо:
- активизировать познавательные и эстетические интересы детей в ситуации «развивающей интриги» познания прекрасного (тайны, противоречия, проблемы);
- обогащать опыт «насмотренное™» ребенка, эстетическое восприятие разнообразных объектов окружающего мира;'
- обеспечить творческое переосмысление и присвоение освоенного;
- способствовать отражению опыта в разнообразных формах: сюжетно-
ролевых играх, сочинительстве, продуктивных деятельностях, суждениях ь оценках. у
На всех ступенях и этапах освоения искусства предполагается создан не условий для возникновения вопроса, поиска, открытий, экспериментирования к процессе освоения детьми содержания.
У детей старшего дошкольного возраста проявляется интерес к изобразительным материалам, инструментам, техникам.
Подавляющее число старших дошкольников экспериментируют с материалами: рисуют на руках и лице фломастерами, ставят кляксы на листке, одежде и рассматривают их, проверяют мягкость и цвет карандашей и
фломастеров, чиркая на листе бумаги, играют с бархатной и папиросной бумагой - рвут, дуют на нее, шуршат.
В специально организованных опытах эстетической направленно : г большинство детей проявляет интерес к их сожалению. Проявляя яркие эмоциональные реакции, дошкольники пытаются рассуждать, выдвигают гипотезы: «Если смешать все-все в мире краски, будет грязь, чернота. Черная краска получится!».
При отсутствии в наборе краски определенного оттенка деп! капризничают, отказываются от выполнения задания, не стремясь мешать цвета! При выборе материалов для создания работы, наигравшись с разными материалами и инструментами, замечательная часть детей предпочитает традиционные: карандаши и фломастеры, гуашь, пластилин, обычную
альбомную бумагу белого цвета.
Замечено, что исследовательское поведение детей провоцируется дополнительными средствами - рабочими и маршрутными листами, путеводителями, готовыми работами. При направленном поиске значимая часть детей пытается разгадать секреты художника, по названию найти картину в зале музея или на выставке в групповом помещении.
В случае получения новых оттенков по листу с нарисованными цветными точками способами смешивания уверенно экспериментировали, стремились проверить все предложенные варианты.
В случае демонстрации детской творческой работы, выполненной в нетрадиционных техниках, пытались ее рассмотреть, узнать способы крепления материалов, высказывали, желание сделать подобное или «еще лучше».
Данные материалы направляют детей на поиск и способствуют создайте мотивации, интереса, эмоциональной включенности задание:
«Я же не успеваю нарисовать»,
«Картинка не раскрашенная будет»,
«Все разгадал. Я - умный!»
Можно отметить, что ситуации, основанные на комбинированном способе решения, (например, из представленных вариантов фасонов платьев, длины юбок, формы рукавичков придумать как можно больше: получить оттенки желтого или красного цветов, смешиванием с другими цветами и оттенками, придумать оригинальные способы украшения варежки, шапки, фартука или торта, сложны для большинства старших дошкольников.
Дети начинают перебор вариантов, однако очень быстро теряют идею задания, увлекаются игрой, останавливаются на двух - четырех сочетаниях, в то время как в младшем школьном возрасте при помощи педагога дети способны обнаруживать до 20 самостоятельных художественных решений, чти связано с малым опытом данных упражнений.
Вместе с тем для определенной части детей характерны самостоятельное придумывание аналогичных заданий, перенос на аналогичное содержание, своего рода импровизация; часто девочки самостоятельно начинают рисовать платья для куклы Барби, перебирая цвета, фасоны, детали (но недостаточно целенаправленно, преимущественно, преимущественно хаотично, все дети экспериментируют с красками, смешивая первые попавшиеся цвета и оттенки.
Это же проявляется в процессе освоения нетрадиционных техник, изобразительных материалов младшими дошкольниками и детьми 4-5 лег.
В ситуации подарка карандашей, фломастеров, красок дети стремятся перебрать все цвета, порисовать всеми карандашами, часто нарушая гармонию рисунка и сюжет. То же характерно и в ситуации аппликации с помощью разных материалов: 70% детей 4-5 лет и 50% детей 5-6 лет использовали все предложенные материалы, в процессе деятельности хаотично выбирали, приклеивали куда попало.
Вышесказанное свидетельствует о недостаточном уровне развития произвольности поиска, доминировании «деятельно-наглядного» экспериментирования над «продуманным», о недостаточном развитии вариативности, рефлексии (что в целом характерно для дошкольного возраста).
Особенности проявления исследовательского поведения, направленность деятельности и интересов определяются возрастными возможностями.
В младшем возрасте детей больше всего интересуют возможности изобразительных материалов и инструментов: что с ними можно делать, как можно оставлять след на бумаге, получать с их помощью изображения. В среднем дошкольном возрасте можно отметить интерес детей к разнообразию материалов (много цветов карандашей, красок, глина, тесто, мокрый песок для лепки) и средствами выразительности (цвету, форме, композиции, фактуре). Не случайно данный возраст характеризуется «пик креативности». Дети с легкостью перебирают варианты материалов, осваивают нетрадиционные техники, сочетают не сочетаемые образы и материалы - по сути, экспериментируют.
В старшем возрасте дошкольники более целенаправленно начинаю'! искать выразительные образы, при помощи педагога создавать комбинации средств выразительности, разрабатывать интересные художественные образы.
Таким образом, проявление исследовательского поведения в освоении детьми искусства и художественной деятельности наиболее успешно при специальном педагогическом сопровождении.
Целесообразным является использование методов и приемов,
активизирующих их исследовательскую деятельность в трех условных направлениях:»
1. Экспериментирование с изобразительными материалами и инструментами с целью изучения их возможностей.
2. Экспериментирование в целях определения наиболее интересных сочетаний средств выразительности.
3. Экспериментирование в поиске выразительного, оригинального художественного образа.
Для активизации интереса детей к познанию мира искусства, его тайны и секретов, накопления опыта, необходимого для поиска, возможно использование проблемных вопросов и ситуаций, обследование предметов, наблюдение и рассматривание эстетических объектов и произведении искусства.
Например, вариантами возможных проблемных и познавательных вопросов являются: «Сколько музеев в нашем городе, и какой музей самый древний?», «Как и зачем реставрируют предметы?», «Сколько оттенков серого
цвета можно получить?», «Бывают ли холодный красный и теплый красный тона и как их получить?», «Какое время года чаще изображали художники? и т. д.
Для создания атмосферы творческого поиска возможно использование игровых оболочек, персонажей, которые позволяют создать сквозную мотивацию освоения искусства. Например, выразительными персонажами для старших дошкольников могут быть : мальчик непоседа или фея
Художественной страны и ее сестра- фея Страны открытий, для детей 4-5 лет Почемучка, девочка Красочка и мальчик Карандашик.
Целесообразной является организация наблюдения детьми за процессом создания картины, скульптуры, декорирования предмета (экскурсия в мастерскую художника, рассматривание изобразительных инструментов, демонстрация этапов появления рисунка, его реставрации).
Для повышения эффективности данных мероприятий важно создавать загадочную ситуацию: «Зачем в мастерской художника масло, гвозди, Как можно писать картины на ткани (холсте? Что такое шпатель? Можно ли писать картину пальцами? Что такое станок и почему картины называют станковыми?».
Важным является разнообразное обследование - тактильное, обонятельное и т. п. Например, при обсуждении материалов для изготовления скульптур - это рассматривание и тактильное обследование камней разной прочности (стекла, комочка глины, осколка перкминки); при обсуждении способов передачи фактуры - обследование материалов и предметов с разной фактурой (гладкой, шероховатой, волнистой, гофрированной, мешочков разного веса, флакончиков с разными запахами, инструментов и предметов, позволяющих услышать разные звуки, не нарушая правил музея; при обсуждении цветовой гаммы - цветные стекла; имитация обследования предмета (пальчиком в воздухе, «зрительное ощупывание»).
Важным является развитие умений считывать информацию с предмета, что возможно в рамках упражнений и игр по рассматриванию и описанию.
Игровое упражнение «Узнаем тайну предмета?» для детей старшего дошкольного возраста.
Цели: развитие познавательных умения (умение считывать информацию с предмета, выделения значимых свойств - Сенсорных, эстетических); анализ структуры предмета; установление связей между некоторыми свойствами и качествами предмета; построение предположений на основе установления логических связей и освоенных представлений об объектах, явлениях, закономерностях мира.
Используются предметы, знакомые детям, не новые, с некоторыми интересными деталями, своеобразными «свидетельствами времени» (выбоинами, сколами, потертостями, считывая которые можно сделать некоторые предположения.
Варианты: старая больная перчатка дамы, интересный потертый веер, помятый сбоку самовар, испачканное перо (для письма).
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предмет и рассказать о нем как можно больше. Он внимательно рассматривает предметы в волшебную
лупу, и как настоящий следопыт, по следам на предмете узнает, что с ними происходило, кому они принадлежали.
Детьми от 4-5 лет также возможно использование моделей - плана последовательности рассматривания предмета.
Например, детям предлагается рассмотреть народную игрушку по сенсорной модели, в которой символами указаны свойства и характеристики: цвет используемый материал, размер, элементы декора.
Целесообразно использование методов, позволяющих активизировать поиск новой (неизвестной) информации об искусстве, изобразительных материалах и инструментах, способах создания образов, средств выразительности (ритм, фактура, цвет, композиция, линия) : детских проектов, опытов, игровых упражнений и тренингов.
Детские проекты должны строиться по темам, предполагающим «развивающую интригу», «Линия в природе и искусстве», «Тайны цвета и свойства», «Где прячется красота?», «Кто придумал узоры и орнаменты?», «Какой бывает улыбка?» и т. д.
Проекты могут быть не только информационно-исследовательскими, но и предполагать детскую самостоятельную творческую деятельность в течение некоторого отрезка времени.
Например, длительный творческий проект «Загадочные картинки» (старший дошкольный возраст) предполагает обсуждение вопросов: «С помощью чго художник создает интересные образы?», «Может ли быть в картине передано настроение?». Далее детям предлагается альбом с ксерокопиями одного и того же пейзажного изображения (силуэтного, изображения деревьев, линии горизонта, удаляющейся дороги и т. п.);
' необходимо с помощью раскрашивания, дорисовывания элементов и деталей придумать изображение по интересной теме : «Осенняя грусть», «Осенняя радость», «Торжество весны», «Грозовое лето», «Тихие шаги весны», «Борьба весны с зимой».
Возможна организация интегрированных по содержанию образовательных ситуаций.
В ситуации «Краски на огороде, и в цветочном горшке» используются вопросы активации поиска: «Как и из наших растений изготовлялись краски (пигменты?», «Можно ли рисовать пайдевыми продуктами (свеклой, морковью, ягодами?», «Какие секреты окрашивания используют наши мамы сейчас?» (Окрашивание яиц луковой шелухой).
В ситуации «Дружба красок» вопросы для активации поиска следующие: «Какие краски выглядят ярко и нарядно вдруг с другом?», «Какие краски, теряются друг с другом?», «Как выбрать интересное гармоничное сочетание красок?». В процессе изучения используется «цветной круг», организуется поиск комплементарных цветов, подбор детьми сочетаний согласно условию: «Какое сочетание выглядит ярко и нарядно на черном фоне?».
В ситуации «Секреты линии горизонта» можно использовать такие вопросы для активации поиска: «Почему художники делят лист бумаги линией горизонта по разному?», «Что такое линия горизонта?», «Всегда ли она «спрятана» в картине?».
Ситуация «Секреты украшения торта (предмета одежды)» предусматривает перебор вариантов украшения основы, например круга, - располагая элементы по периметру, по диагонали, от центра, симметрично, ассиметрично, в шахматном порядке, в форме предмета и т. п.
Для развития умений комбинировать разные средства выразительности можно использовать упражнения и игры (для старших дошкольников).
Игровое упражнение «Придумаем пейзаж» - выкладывание изображения пейзажа из деталей. «Подбери палитру», детям предлагается взять понравившуюся репродукцию картины и с помощью квадратов разных цветов выбрать те цвета (оттенки, которые использованы в произведении.
Прием «Черное - белое и цветное». Детям демонстрируются черно-белое и цветное изображения объектов и слайды, и ксерокопии, предлагается понаблюдать, как меняется впечатление с изменением цвета в изображении (грустное, веселое, тревожное, спокойное и т. д.).
Данные приемы применяются и в процессе активизации детского творческого поиска в ходе использования нетрадиционных техник. Нетрадиционные техники предполагают как использование различных материалов и средств не только изобразительных, например рисование декоративной косметикой, воском, соком растений и ягод, так и вариативное сочетание разнообразных материалов, а также использование необычных приемов работы с ними (выдувание из трубочки, прокатывание окрашенного предмета, набрызг из пульверизатора и т. п.).
При рисовании: создание изображения гуашью, акварелью, масляными и акриловыми красками, фломастерами, цветными карандашами, восковыми. мелками (а так же их сочетание); акварелью по сырому листу; на мятой бумаге;
' гуашью или пастелью по бархатной бумаге; углем, сангиной; ладонная и пальцевая техника; граттаж; печатание (штампиками,"коробками, предметами, природными объектами, например листьями); набрызг по трафарету; техники ниткографии, кляксографии, монотопии и т. п.
При лепке: использование наряду с глиной и пластилином бумажной массы, «мука-соли», репейнику пищевой фольги, теплого воска, шоколада, сахарной глазури и т. п.
При аппликации: сочетание материале (бумаги, природных материалов, пластилина, использование пищевых продуктов (крупяных и макаронных изделий, шелухи, толченой яичной скорлупы и т. п., окрашенного песка, стружки, кусочков ваты, ниток, конфетти и других материалов-.
Использование нетрадиционных техник должно предусматривать этапы экспериментирования - изучение возможностей материалов, способов, нанесения. Например, свойства материалов: бумага рвется, размокает от большого количества воды, она легкая, тонкая, красивая, цветная или белая, приклеивается, на ней можно рисовать разными материалами, ее можно складывать, закручивать, сгибать, мять, протыкать пальцем и острым предметом, переплетать бумажные полоски; глина разминается, она пластичная, ее можно раскатывать, отрывать маленькие кусочки, раскрашивать, добавляя гуашь или цветной песок, и т. п.
Средством активизации исследовательской деятельности является использование современных информационных технологий — компьютерных
игр, приложений и программ, предполагающих создание чего-либо нового (открытки, мультфильма, дизайна одежды, макияжа, интерьера) посредством комбинирования предложенных элементов (фона, цветов и оттенков, форм, мелодий и т. п.).
Например, в компьютерной игре «Мышка Мая. Юный дизайнер.» предполагается создание фрагмента мультфильма из фоновых решений, апимированных картинок персонажей, вариантов мелодий. В другом эпизоде игры предусматривается создание рисунка из готовых геометрических форм, простых инструментов (заливка, резинка, линии, распылитель и т. п.). В следующем эпизоде дети могут самостоятельно создать рисунок, используя „инструменты программы (сходные с компьютерным приложением Raint).
В процессе данных игр, в начале их освоения, дошкольников привлекают именно возможность перебора возможностей, экспериментирование с предоставленными опциями: дети нажимают все подряд, радуются результату, проводят линии в разных направлениях, перебирают оттенки, меняя цвет фона и деталей. По мере освоения игры экспериментирование становится более направленным. Для развития умений и поддержания интереса важна постановка взрослым новой сложной поисковой задачи: «нарисовать
необычное животное», «создать образ сказочного персонажа» и т. п.
Интересной является организация поиска детьми оригинального и выразительного художественного образа.
Образовательная ситуация «Загадочные образы» (от 5-ти лет и старше).
Предварительно можно рассмотреть «нетипичные» изображения и образы, например на портретах Дж. Арчимбальдо «Зима», «Осень», «Весна», ]! «Лето», найти изображения необычных (незнакомых) предметов и фруктов, сравнить знакомые овощи фрукты с частями тел^. Следует организовать обсуждение выразительности цветов и оттенков: «Рассмотрите краски: если бы вы были волшебниками и могли их оживить, какой бы у них был характер? Какую краску (оттенок) можно назвать задорной и веселой? Почему? Печальную? Бойкую и активную, чуть драчунью? Какая по характеру зеленая краска? Почему вы-так решили?».
Далее детям предлагается создать в «волшебной*мастерской художника» необычные образы, например образ «Снежный Королевы» (активная, властная, колючая, агрессивная). Затем подумать над образом «Снежной Королевы» в зеленом (например тоскливой, печальной, болотной воды, в черном (вечного сна, загадочной ночи) и т. п. Детям предлагается выбрать свой любимый цвет и создать образ, рассказать о нем.
Отметим, что выполнение данных- заданий основано на развитии V эстетических способностей — ситуации, эстетической эмппатии, эстетических предпочтений, чувстве цвета. В связи с этим в ходе обсуждений недопустимо навязывание принятой точки зрения (ассоциаций, клише) - важно активизировать размышление детей, поиск интересных решений.
Еще одним направлением, основанным на интеграции «познавательного» и «эстетического» и предполагающим проявление исследовательского поведения детей, является организация детской дизайн - деятельности.
Образовательная ситуация «Матрешкины наряды» (для старших дошкольников). Проводится предварительная работа: детей приглашаю!' в
гости к Матрешке, рассказывают историю ее появления, организуют рассматривание и описание матрешек разных промыслов России. Возможно посещение этнографического музея, освоение компьютерной игры «Знакомство домовенка Бу с русскими народными традициями», а также изучение узоров и символов в центре матрешек (срисовывание элементов).
Развитие ситуации: детям предлагается придумать варианты украшения (росписи) юбок, фартуков и платков матрешек в соответствии с характерами их хозяек (рассмотреть, пофантазировать об их житье-бытье, почувствовать характер, образ) или с названными характеристиками («модница - хвастушка», «скромница-работница», «сластена», «рукодельница»).
В процессе придумывания элементов, способов расположения на основе педагог предлагает детям передать образ: «Рукодельница умело шьет, прядет. Ее искусным мастерством любуются все вокруг. Тончайшая ниточка вьете; :, изгибается словно лебедушка, ложится ажурным рисунком, тончайшей паутинкой-сеточкой появляется на ткани. Как вы думаете, какие узоры она придумала для себя? Вот модница - хвастушка. Подумайте, ребята, какие узоры могут украшать их одежду? Как они могут рассказать о характере хозяек? Какие элементы понравились бы матрешкам? Придумайте такие элементы украшения, чтобы сразу можно было догадаться, кто перед нами».
Вариантом подобных образовательных ситуаций и активизацией самостоятельной творческой деятельности детей может являться изготовление детьми коллекции предметов.
Ситуация «Сказочные сервизы» (для детей старшего дошкольного возраста). Детям предлагается создать волшебный сервиз (чайный пли столовый) для персонажей сказок (например, для героев сказки «Буратино», «Незнайка», «Двенадцать месяцев»). В рамках предварительной работы можно провести исследование истории возникновения посуды, рассматривание чашек и тарелок различных форм, копирование узоров. Далее ребятам выдается контурное изображение 10-15 разных по форме заготовок чашек, тарелок или других предметов сервиза, которые им предстоит расписать в течение одной - двух недель.
В развитии ситуации детям предлагается придумать интересные способы раскрашивания, декорирования, изменения формы заготовки с учетом характера персонажа: «Какие зимние месяцы вам больше всего нравятся? Какого цвета снег (небо, закаты) в эти месяцы? Подберите интересное выразительные слова для каждого месяца. Какие формы чашек вы бы выбрали для студеного января, снежного декабря, переменчивого февраля? Какова палитра (цвета) зимних месяцев? Как цвет и узор могут передать настроение и особенности месяца? Как передать в узоре снежные сугробы (скользкий лед?
Подумайте, чем бы вы украсили чашки каждого месяца, но так, чтобы они «рассказывали о хозяине».
В процессе придумывания узоров очень важно перенести акцент с желания быстро и однообразно украсить предметы сервиса на поиск интересных решений, раскрывающих образ персонажа. Данная деятельность может быть организована во второй половине дня. Готовые предметы сервиса дети размещают в своем альбоме.