Елена Селеткова
Консультация «Девиантное поведение у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Тема: «Девиантное поведение у детей дошкольного возраста»
Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению мно-жества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в луч-шем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обу-чению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.
Темочки:
Что такое девиантность
Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в ха-рактеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в обще-принятые рамки, выходят за пределы установленных норм.
Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения :
В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представ-ляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окруже-нии, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и вос-произведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализа-ции в социуме.
В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.
В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобще-ственным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истин-ной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.
Причины аномального поведения ребенка
Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практи-чески невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психи-ческого развития малыша, специфика окружающей среды.
Медико-биологические причины
Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:
• врожденные;
• наследственные;
• приобретенные причины.
Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности, ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).
Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем са-мым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняю-щемуся поведению.
Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: ген-ные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телес-ные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.
Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудо-способность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосаб-ливаться и устанавливать контакты.
Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влияни-ем наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем воз-расте, черепно-мозговой травмой.
К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую стано-вятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной дея-тельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защит-ных механизмов.
Социальные причины
В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное небла-гополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные от-ношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представи-телями детского сада).
Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возник-новения девиантного поведения ребенка, делятся на следующие типы:
Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порожда-ются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. От-сутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, об-ладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.
Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интере-сах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии лично-сти малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклоне-ний в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведе-ния.
В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и пара-зитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.
В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спирт-ных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.
Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные це-ли у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.
Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:
• скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);
• потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное пове-дение малыша);
• чрезмерная строгость и требовательность к малышу;
• эмоциональное отвержение;
• гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.
Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсут-ствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.
Педагогические причины
Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование иска-женного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утвер-ждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.
Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет об-ратная защитная реакция в форме аномального поведения.
В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявле-ний в поведении.
Психологические причины
У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся про-игнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.
Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.
В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружа-ющих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша по-глотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.
Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников
Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, пере-строить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути ре-шения:
• Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их по-нять.
• Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведе-ния.
• Вырабатывание навыков адекватного поведения.
• Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоцио-нальные состояния.
• Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельно-сти, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошколь-ного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, ис-пользуются:
• коммуникативные и подвижные игры;
• разыгрывание «трудных ситуаций»;
• ритмические игры со словами;
• музицирование и танцы;
• чтение и обсуждение сказок.
Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профи-лактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста. Сказки помогают ре-бенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.
Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказ-ка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явле-ниями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.
Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентифи-кации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.
Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуж-дается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и по-ниманием, научиться самоконтролю.
Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы при-знаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрос-лые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоян-но становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конеч-ном счете, все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведе-ния маленьких детей и, впоследствии, подростков.
Провел консультацию педагог – психолог
Селеткова Е. В.