Алена Загудайлова
Консультация «Создание условий для успешной социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.
Темочки:
В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т. к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на создание условий для успешной социализации дошкольников при сохранении неповторимых личностных характеристик каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.
Процесс приобщения детей к культуре общества, к соблюдению принятых в нём правил и норм, формирование у него системы ценностей, позволяющей успешно выполнять свои социальные роли и взаимодействовать с окружающими людьми, называется «социализация».
Обратившись к трудам Л. С. Выготского, можно сделать вывод о том, что социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка. Основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития.
Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям. Следовательно, среда ДОУ, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, диапазон, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – это и есть основные компоненты позитивной социализации дошкольника.
Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей : предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.
Целесообразно в детском саду создать следующие условия для успешной социализации детей :
• Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.
• Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.
• Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.
• Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.
Осуществляя образовательный процесс в детском саду, необходимо помнить, что каждый ребёнок неповторим, у каждого есть свои физиологические и психологические особенности, и, в соответствии с этим, возможности; свои интересы, склонности, потребности. Организуя фронтальные и групповые формы образовательной деятельности, необходимо охватить вниманием всю группу детей, не упуская из виду каждого конкретного ребёнка.
Важным аспектом является создание развивающей предметно-пространственной среды. Доступной, понятной, интересной, привлекательной для детей, обладающих разными возможностями и потребностями: мальчики и девочки; дети разных национальностей; дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья; дети с разным типом темперамента и условиями семейного воспитания и т. п. Конечно, это тесно связано с финансовой проблемой в образовании, но психолого-педагогическая сторона вопроса является все-таки приоритетной.
При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в системе “педагог-дети-родители”.
Согласно данным исследований Антоновой Т. В., Иваненко М. И., Смирновой Е. О., Стеркиной Р. Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка:
• умение ребенка войти в детское общество:
• умение ребенка действовать совместно с другими;
• умение следовать и уступать общественным нормам;
• умение ребенка контролировать свои желания и др.
Таким образом, основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.