Елена Еременко
Консультация «Создание благоприятной психологической атмосферы в группах, где воспитываются дети с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей и родителей
«Создание благоприятной психологической атмосферы в группах, где воспитываются дети с ОВЗ»
Воспитатель : Еременко Е. А., ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга»
(г. Жигулёвск, Самарская область)
Проблема психологического здоровья на современном этапе.
Публикация «Консультация „Создание благоприятной психологической атмосферы в группах, где воспитываются дети с ОВЗ“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Чаще всего педагоги и родители по поводу их понимания термина «здоровье» говорят о стабильности физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.
Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по отношению к ребёнку.
Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?
Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребё нка:
• - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
• - переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;
• - проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания, проявление агрессивных поведенческих реакций.
Создание психологического комфорта в детском саду необходимо для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.
Исследование феномена групповой сплоченности и микроклимата в группе занимались многие ученые: Дж. Морено, Э. Мэйо, Ч. Кули, Г. Хаймен; вопрос группового взаимодействия затрагивался и в работах отечественных ученых – А. В Петровского, Л. И. Уманскеого, Е. В. Шорохиной, Г. М Андреевой, А. И. Донцова, Кричевского Р. Л., Дубовской Е. ,М и др.
А. М. Эткинд, определяя эмоциональное состояние ребенка, отражающее отношение его к ДОУ, с помощью цветовой диагностики «Домики», выделяет три типа отношений детей к детскому саду:
1. Негативное отношение; 2. Амбивалентное отношение (в эту категорию отнесены дети, у которых наблюдалась безразличная или тревожная реакция на предложенное задание); 3. Положительное отношение.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми; 2) Отношениями между самими детьми; 3) Отношениями между воспитателями; 4) Отношениями между воспитателями и родителями.
Для создания благоприятной психологической атмосферы необходимо оптимизировать отношения по всем направлениям, не забывая также и об оптимизации и детско – родительских отношений
Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Психологи выделяют несколько стилей педагогического общения, каждый из которых по-разному влияет на психологический комфорт ребенка в группе.
Чаще всего применяют следующую классификацию: авторитарный, либерально – попустительский и демократический стили. При этом исходя из вероятных последствий использования в общении с детьми того или иного стиля, в различных ситуациях рекомендуют использовать педагогам наиболее актуальные в данный момент времени с конкретным ребенком или группой приемы и методы, характерные для различных стилей, проявляя гибкость и педагогический такт.
Эмоциональное благополучие педагога – необходимое условие положительного эмоционального состояния детей. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение. Психолог (или сам педагог самостоятельно) проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.
Для создания условий психологически комфортного пребывания
ребё нка в детском саду необходимо:
- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
- В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
- Быть затейником и участником детских игр и забав.
- В затруднительных для ребё нка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
Помните: ребёнок нам не чего не должен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным и ответственным.
- Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
- Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
- Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
В каждой группе детского сада приветствуется создание психологически комфортной среды для детей. Создание такой среды включает в себя:
- организацию зоны для психологической разгрузки;
- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
- обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
- повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
- обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде
-использование психологических речевых настроек, цель которых – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности, Основное предназначение – создание хорошего настроения.
Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
В соответствие с аксиологической концепцией, каждый человек – это ценность. На сегодняшний день, большинство педагогов и психологов пришло к пониманию крайней необходимости развивать как в детях, так и во взрослых толерантность, терпимость друг к другу, принятие, индивидуальности и непохожести, основанные на признании самоценности каждого, безусловной любви (по К. Роджерсу).
Необходимо помнить, что дети с ОВЗ – это дети «с особыми образовательными потребностями», которым требуется все наше внимание, терпение и понимание.
Используемая литература (и другие источники) :
Каше Г. В. подготовка к школе детей с недостатками речи. М.
Корнеева Н. Н., Программа "Хочу все знать!" для детей с ограниченными возможностями здоровья
Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993г.
Писарева Е., методические материалы «Психологический тренинг общения», общественная организация матерей и детей-инвалидов «Примавера», г. Боровичи, Новгородская область
Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М., 1997г.
Пучинская С. Ф., статья «Пути и средства создания психоэмоционального комфорта для детей в дошкольном учреждении» (Работа психолога в детском саду - Конференции по психологии)
Сенько Т. В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка ребенка со сверстниками и взрослыми. – Л., 1991г.
Создание психологического комфорта в Группах детского сада (семинар –практикум)
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно – методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М. 2011г.
Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С Пб., 2008г.
Шипицына Л. М. и др. Азбука общения: развитие личности риебенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство – Пресс», 2002г.
Чиркина Г. В., Филичева Т. Б. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2010г.
Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М. – Воронеж, 2009г.