Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание в дидактических играх»

Светлана Першан
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание в дидактических играх»
▼ Скачать + Заказать документы

В сенсорном воспитании детей раннего возраста дидактические игры и игрушки являются по существу ведущими средствами обучения. Очень важным является развитие восприятий, обогащение и совершенствование чувственного опыта. У детей должны постепенно складываться отчетливые и правильные представления об окружающих их предметах и явлениях.

Публикация «Консультация для воспитателей „Сенсорное воспитание в дидактических играх“» размещена в разделах

Советская педагогика и психология считают, что наиболее успешно такие представления складываются в процессе деятельности. Действуя с предметами, дети практически познают их свойства. Очень важна при этом роль слова взрослого: его пояснения, обозначения качеств, сравнения. Слово способствует более четкому восприятию и развитию более высокого уровня предметных действий – подбору предметов по одному признаку (величине, цвету, более четкой дифференцировке формы и т. п.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

Развитие детской деятельности, руководство ею являются важной задачей. Главной составляющей является предметная деятельность. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования важных качеств личности.

Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия, например: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, банки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и др. Совершенствуются движения кисти, пальцев ребенка, развивается глазомер.

Обогащается сенсорный (чувственный) опыт ребенка. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, что одни предметы твердые, другие мягкие, упругие; одни тяжелые, другие легкие; одни прочные, другие легко разрушаются, видоизменяются – рвутся, мнутся, распадаются и требуют осторожного обращения с ними. В результате действий ребенка с предметами они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов: гладкие, шершавые, пушистые и т. д. Различна и окраска – дети чувственно воспринимают различные цвета.

Большинство народных дидактических игр имеет сенсорное содержание, так как народная педагогика подметила потребность самой детской природы в слове, звуке, краске, цвете.

Дидактическая игра характеризуется определенной структурой: наличием дидактических задач, без чего она теряет свой обучающий характер, а следовательно, и целенаправленность; наличием игрового действия, которое и ведет ребенка, заинтересовывает, дает возможность обучаться играя, и наконец правилами игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути. Но игра эта своеобразна – она требует от ребенка овладения правилами и необходимости руководствоваться ими в ходе игры. Именно правила игры имеют дидактическое значение.

Существуют дидактические игры и игрушки, отвечающие решению многих задач сенсорного воспитания : усвоению формы, пространства, цвета, величины, звука. Значительное число таких дидактических игр представлено в работах Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, а также в специальных сборниках игр. На дидактическую игру возлагается задача формировать сенсорику ребенка, ей первой предоставлено право ознакомить его с формой, цветом, звуком, пространственными признаками. В этом выражена потребность ввести ребенка в понимание свойств и качеств окружающих его чувственно воспринимаемых вещей, предметов и явлений природы.

В существующих дидактических играх заметно стремление давать обобщенные знания, не подготавливая к этому сенсорный опыт ребенка. Этим как бы обходятся те сложности, которые в действительности существуют. Заключаются они в следующем: если ребенок не действует с формой, цветом и другими чувственно воспринимаемыми свойствами самих предметов, вещей, то когда ему предлагается для усвоения обобщенные знания о цвете, форме и т. д., он не видит в них ничего «общего», не воспринимает их как выражение общей меры, а соотносит с предметами, сливает с ними.

Е. И. Тихеевой сделана «поправка» к этому, уже, видимо, ею замеченному слабому месту сенсорной педагогики – отрыву от жизненных явлений. Кроме дидактических игр с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.) и телами (шар, куб, цилиндр и т. д.) ею были введены игры с так называемым «естественным» дидактическим материалом – это специальный подбор и обработка листьев, цветов, камней и т. д. по признакам формы, величины, цвета.

Введение жизненных предметов в дидактические игры никакого принципиального значения, таким образом, не имеет. Попытка приблизить абстрактно данные качества к жизненным предметам и явлениям ничего существенного не прибавляет детскому развитию. Просто здесь круг материала, предлагаемого для упражнения, более расширен за счет введения в практику детского сада так называемых «естественных дидактических материалов» - листьев, шишек, цветов и т. п.

Поэтому дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, нельзя считать достаточно разработанными.

Сами дидактические игры требуют значительного пересмотра именно под этим углом зрения.

Сенсорное воспитание, осуществляемое в процессе продуктивной детской деятельности, такой, как рисование, лепка, конструирование, пение, движение и т. д., также связано с организацией сенсорного опыта ребенка и предложением детям мер для познания наиболее общих качеств (свойств) внешнего мира.

Здесь ребенок воспринимает разнообразие свойств форм предметов, цвета, пространственных отношений в их конкретных проявлениях и затем действует, также сообразуясь с реальными качествами, формой, цветом.

Для того чтобы вполне конкретно определить роль дидактических игр и тем самым их дидактические задачи, содержание необходимо прежде всего посмотреть, что же накапливает ребенок в рисовании, конструировании и как этот опыт формируется не только в чувственном, но и в умственном плане.

Опыт конструирования, рисования, лепки, вырезывания уже ориентировал детей в особенностях формы, пространственного положения, цвета предметов. Рисуя, конструируя, вырезывая, ребенок становился в такие условия, когда свойства формы, пространства, цвета и другие сенсорно воспринимаемые качества предметного мира нарочито подчеркивались, дидактически выделялись. По мере накопления опыта познания свойств формы, цвета в их жизненном выражении – в предметах, явлениях – у детей обнаруживалось стремление к обобщению. Это стремление ярко выражается в речи.

Большую пользу в этот период могут принести дидактические игры, в которых на материале разных жизненных форм, цвета, пространственных отношений предметов, вещей (или их изображений, дети получают возможность почувствовать многообразие конкретных свойств предметов и то общее, что есть между ними.

Дидактической задачей таких игр является выделение формы различных предметов, чувственное соотнесение этой формы с соответствующими геометрическими фигурами – кругом, овалом, квадратом и т. д. Или группировка вещей и предметов по их цвету, соотнесение жизненной окраски с мерой цвета – основными цветами.

Под влиянием практики дидактических игр, направленных на формирование общих представлений о мерах, происходит значительное совершенствование сенсорных ориентировок детей. Возрастает не только точность различения, называние форм, цвета и т. д, о чем уже упоминалось, но можно заметить и увеличение объема сенсорной памяти. Это выражается, например, в способности воспринимать большее количество объектов и запоминать их сенсорно воспринимаемые качества (форму, величину, цвет).

Заметно увеличивается быстрота детских реакций. Можно думать, что одной из причин этого является совершенствование способов определения формы, которые заметно становятся иными. Вместо обычно применяемых детьми способов прикладывания, обведения контура рукой в воздухе, переведения пальца с одной фигуры на другие, а иногда и стремление еще раз посмотреть предложенный образец задача решается в основном зрительным путем.

Выясняется, таким образом, что в новых условиях организации сенсорного воспитания на дидактические игры возлагаются серьезные учебные задачи.

Рассмотрев роль и назначение дидактических игр в условиях влияния сенсорно направленного рисования, конструирования, лепки можно уже представить те функции, которые признаны выполнять эти игры.

Прежде всего дидактические игры должны помочь завершению процесса отделения собственного сенсорного опыта ребенка по восприятию им качеств предмета от общественно принятых мер, которыми производится измерение этих качеств.

Затем дидактические игры должны выполнить задачу ознакомления с мерами как обобщенными знаниями.

Наконец, дидактические игры могут расширять практику жизненного использования знаний мер, расширять практические ориентировки.

В связи с этим возникает необходимость оценить существующие в практике дидактические игры, их дидактическую направленность, систематизировать наиболее отвечающие поставленным задачам и содействовать созданию новых игр.

Есть еще одно важное назначение дидактических игр в сенсорном воспитании : они могут помочь обнаружить состояние сенсорного развития, констатировать, чем же ребенок владеет в данный момент, для того чтобы целесообразно организовывать его сенсорное воспитание; дидактические игры могут помочь определить, чего достиг ребенок в своем сенсорном развитии.

Публикации по теме:

Развитие речи детей с ОНР в дидактических играх Дидактические игры. Чему учить в дидактических играх. Особое место в педагогическом процессе в группах для детей с ОНР занимают дидактические.

Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр». Сенсорное развитие ребёнка - это развитие.

Консультация для родителей и педагогов «Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание в группе раннего возраста» Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий). Сенсорное воспитание.

Консультация для родителей: «Воспитание детей раннего возраста в играх» Ст. воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с№44»г. Альметьевска Бондарева Светлана Анатольевна «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от.

Консультация для воспитателей «Развитие наглядно-образной памяти дошкольников в дидактических играх» Проблема развития наглядно-образной памяти у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных, ведь наглядно-образная память.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в дидактических играх Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников – одна из наиболее важных задач на современном этапе развития детей. В свете последних.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в дидактических играх Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников – одна из наиболее важных задач на современном этапе развития детей. В свете последних.

Публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» В настоящее время идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для.

Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игрСенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание в дидактических играх»
Опубликовано: 10 августа 2015 в 07:32
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание в дидактических играх»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Першан (УИ 89182) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД