МААМ-картинки

Консультация «Самообразование педагога — профессиональное саморазвитие и самосовершенствование используемых методов работы»

Марина Адамова
Консультация «Самообразование педагога — профессиональное саморазвитие и самосовершенствование используемых методов работы»
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие "самообразование" состоит из комплектования личной библиотеки

умственного труда дома, наедине.

В. А. Сухомлинский.

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России ориентировано на:

- развивающиеся потребности личности, общества, государства;

- расширение пространства образования современных педагогов.

Публикация «Консультация „Самообразование педагога — профессиональное саморазвитие и самосовершенствование используемых методов работы“» размещена в разделах

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию,является одним из показателей его профессиональной компетентности (Слайд №2).Для педагога самообразование – самостоятельное овладение совокупностью профессиональных ценностей, технологий, т. е это целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность (Слайд №3 №4).

Педагог 21 века - это :

1 Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии бучения и воспитания для реализации поставленных задач;

3. Способный организовать рефлексивную деятельность;

4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагогдолжен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условияхинформационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Готовясь к занятию, выступлению,

родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска ианализа новой информации.

Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания их различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствуя профессиональное мастерство.

Источники,используемые в процессе самообразования :(слайд №5)

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

•Конкурсы, семинары и конференции.

•Дискуссии, тренинги, мастер-классы.

• Мероприятия по обмену опытом.

• СМИ.

• Изучение информационно компьютерных технологий.

• Проведение исследовательской, поисковой деятельности участие в олимпиадах и проектах.

• Курсы повышения квалификации.

• Включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.

Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста. Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию (слайд № 6)это: Быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности.

Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческийчеловек не сможет из года в год работать по одному и тому жепожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те жедоклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес идоставлять удовольствие.

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его "хорошим"или "плохим". Никто не хочет быть плохим педагогом!

Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавкизависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоенияновых знаний не добиться более продуктивной работы. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательнойактивности, растущей потребности педагога в самореализации путёмнепрерывного образования.

Причины, чаще всего тормозящие занятие самообразованием – самоуспокоенность, уверенность что «я всё знаю», отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью.

Ч. Дарвин «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения».

В современных условиях педагог прежде всего исследователь, обладающий научным психолого – педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определённой исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, т. е педагог формирующий свой инновационный потенциал.

Итак, речь идёт о необходимости осознания дальнейшего профессионального роста. Наиболее часто встречающаяся форма, - поэтапно – перспективный творческий план самообразования, в котором проявляются профессиональные интересы (слайд №7).

Формирование и реализация плана по самообразованию воспитателя ДОУ

Этап планирования

Этап учебной деятельности

Этап практической деятельность

Подведение итогов

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.

Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть: (слайд № 8)

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

Повышение общекультурного уровня.

Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

• Деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;

Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ

Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства педагога.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов: (слайд № 10)

• осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

• формирование основ педагогического мастерства;

• развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет : (слайд № 11)

• овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

• формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей : (слайд № 12)

развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

• проявление творческого потенциала педагога;

• пропаганда своих достижений;

• развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования: (слайд №13)

овладение методикой работы с детьми;

• адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть :

• одна из годовых задач ДОУ;

• проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы (Слайд №14). В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них

• 1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы : консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.

• 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы : проведение мероприятий по теме самообразования.

• 3 этап – заключительный.

Подводя итоги, выше сказанному хочется сказать, что каждый педагог должен почувствовать, что без самообразования сегодня работать творчески нельзя, необходимо постоянно заниматься самообразованием, чтобы успеть за научно - техническим прогрессом, быть на уровне современных требований общества. Поэтому важно, что тема самообразования была исходящая от самого педагога, являлась актуальной, что способствовало росту качества образовательного процесса, росту качества образовательного процесса, творческому росту педагогов, внедрению новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

И свое выступление хочется закончить словами

. Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование

во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые

вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое

знание должно быть открытием, которое вы сделали сами".

К. И. Чуковский.

Публикации по теме:

Опыт работы «Вернисаж инновационных методов привлечения к чтению» 1С декабря 2014 года наш детский сад реализует региональный проект «PROчтение». И вот уже почти три года мы работаем по составленному плану,.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самообразование педагога как одно из условий развития личности» «Настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами» Д. И. Писарев Важнейшим.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика» Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика». В течение последних десятилетий проблема сохранения психического.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Самообразование педагога Самообразование – это целенаправленная работа каждого из нас по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся.

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикумаСамообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.

Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет)Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет) Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.

Эффективность методов и приемов, используемых в работе в формировании элементарных знаний о человеческом организмеЭффективность методов и приемов, используемых в работе в формировании элементарных знаний о человеческом организме В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Самообразование педагога — профессиональное саморазвитие и самосовершенствование используемых методов работы»
Опубликовано: 4 января 2024 в 17:01
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Самообразование педагога — профессиональное саморазвитие и самосовершенствование используемых методов работы»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Адамова (УИ 2588621) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД