расима башарова
«Изготовление игрушек и поделок из различных материалов — важная часть трудового воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушку – поделку любят все – и взрослые и дети. Для ребят это забава, игра, а для нас, взрослых, путь к сердцу детей.
Посредством красивой, яркой игрушки легче общаться с ребёнком. Игрушка, сделанная ребёнком и взрослым, - не только плод совместного труда, но и результат их творчества.
Игрушка, которую мастерит ребёнок, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Поэтому мы должны ценить и уважать труд наших детей.
Публикация «„Изготовление игрушек и поделок из различных материалов — важная часть трудового воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Нет более увлекательного занятия, чем что-то мастерить своими руками и если хорошенько подумать, то и материалы не трудно найти. Иногда кажется, что вокруг очень много ненужных вещей, которые уже не годятся для дела, а только захламляют дом - картонные коробочки, остатки ниток, одноразовые стаканчики, трубочки из- под соков, бутылочки из- под воды, поролон и прочие мелочи. Это как посмотреть. Не годится для дела - сгодится для забавы. Надо только приложить немного фантазии и умение. И вот как будто «из ничего» готова забавная игрушка, которая порадует не только вас, но и детишек.
В нашем детском саду был объявлен конкурс на самую интересную игрушку, поделку из бросового материала.
Я детям показала несколько интересных игрушек из разных материалов (поролона, воздушных шариков, киндр-сюрпризов, одноразовых стаканчиков, из природного материала). И так я начала работу с детьми по изготовлению игрушек.
Работа по изготовлению игрушек из различного материала - это вид деятельности ребёнка, основным содержанием которого является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Знакомя детей с окружающими явлениями и предметами, с общественной жизнью, я стремилась к тому, чтобы дети приобрели новые знания и умения. В процессе работы ребёнок решает задачи физического и умственного развития, формирует эстетическое отношение к окружающему миру.
Известно, что посильный труд важен для физического развития детей. Он повышает работоспособность, способствует улучшению кровообращения, развитию мышц, движений. В процессе ручного труда развивается координация движений рук и глаз (сенсомоторика, а согласованные движения пальцев – один из основных показателей готовности ребёнка к труду в школе, а также гибкости, точности выполнений действий.
Изготовление игрушек и поделок из различных материалов – важная часть трудового воспитания детей дошкольного возраста. Изготовление поделок требует от ребёнка определённых действий. В процессе изготовления поделок у детей постепенно складывается система специальных навыков и умений. Если вначале движения руки неточные и ребёнок может повредить игрушку, то впоследствии, в результате систематического труда, движения становятся уверенными, точными, а пальцы – гибкими. Это важно для подготовки руки к письму и учебной деятельности в школе.
Большое влияние занятия по ручному труду оказывают на умственное развитие ребёнка, способствуют развитию внимания. Повышается его устойчивость, формируется его произвольность. Ручной труд предполагает новизну, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки – очень важны для общего развития ребёнка.
Ручной труд способствует и воспитанию характеру ребенка. Не так просто сделать игрушку. Её изготовление требует определё нных волевых усилий: ребёнок, встречаясь с трудностями, пытается самостоятельно их разрешить; при этом у него формируется целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Также ручной труд дает реальную возможность научить детей оценивать собственную деятельность. Они не только анализируют образец и планируют последовательность действий, но и контролируют себя по ходу работы, соотносят свой результат с образцом.
На первых занятиях с целью проверки умений и навыков, которые уже освоены детьми, я начинала с простых поделок из природного материала и бумаги. Много интересных поделок сделали, используя природный и бросовый материал. Из косточек различных овощей и фруктов мы изготовляли эстампы, и также делали поделки из шишек и скорлупы грецких орехов. Затем перешли к выполнению объёмных игрушек по готовой выкройке. Дети с большим увлечением и интересом изготовляли игрушки из поролона. Этот материал, как поделочный, мало используется в работе с детьми. Тем не менее, работать с ним интересно. Он – яркий, эластичный и оригинальный. Мы использовали наиболее доступные поролоновые губки для мытья посуды. Сначала я продемонстрировала свойства этого материала : он - мягкий, лёгкий, хорошо впитывает воду, легко восстанавливает форму, бесшумно падает, сохраняет тепло и легко перевязывается. Затем вспомнили какие вещи делают из поролона (губки, матрацы, подушки, мягкие игрушки, подкладки курток и комбинезонов для сохранения тепла).
Формирование практических навыков происходило постепенно. Большое внимание уделялось работе с трафаретом и аккуратному вырезанию по контуру. Такие изображения на поролоне делали с помощью фломастера. Процесс вырезания из поролона довольно сложен и поэтому, сначала работали с тонким поролоном. После овладения этим навыком постепенно перешли к губкам большей толщины. Дети украшали свои игрушки по собственному замыслу и желанию, а значит, имели возможность применить навыки и умения, полученные на занятиях аппликацией, рисованием, конструированием.
Следующим видом работы было изготовление игрушек – смешариков. Мы делали их таким образом: разноцветные воздушные шарики наполняли мукой, чтобы получить игрушки разных форм (в виде овощей и фруктов). Верхнюю часть полученных игрушек перевязывали красивыми яркими лентами от подарков. Затем дети самостоятельно вырезали из самоклеющейся бумаги бровки, глазки, носик, ротик и наклеивали их на шарик. Получались очень оригинальные и весёлые игрушки. Детям это доставляло безмерную радость. Когда дети крутят такие шарики в руках, у них активизируются нервные окончания на пальчиках, что способствует развитию мозга.
Для ребёнка важна оценка своей работы. Когда ребёнок видит результат своей кропотливой деятельности, он понимает значимость и полезность такого труда.
Я пришла к выводу, что мне удалось вызвать у детей интерес к ручному труду и доставить им эмоциональное наслаждение и удовольствие.