МААМ-картинки

Консультация «Игра дошкольников в условиях семейного воспитания»

Гульнур Атнабаева
Консультация «Игра дошкольников в условиях семейного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Нередко и дошкольное образовательное учреждение, и современная семья, увлекшись обучением и ускорением темпов развития ребенка, недооценивают значение игры. Задача педагогов - доковать родителям значение свободной самостоятельной игры для развития всех психических функций ребенка, становления произвольного контроля, развития его речи, мышления и воображения. В ходе обсуждения с родителями этого направления деятельности необходимо акцентировать внимание на том, что взрослый не должен вмешиваться в игры детей и управлять ими. Его задача – создать условия для развертывания детской игры.

Публикация «Консультация „Игра дошкольников в условиях семейного воспитания“» размещена в разделах

Дома у детей значительно больше времени для игр, чем в детском саду. Причем в семейной обстановке общения взрослых с ребенком осуществляется на фоне доверительных, теплых отношений. При правильном руководстве со стороны педагогов детского сада родители способны формировать игровые навыки у детей во время прогулок, семейных праздников, обыденных домашних дел. Например, во время стирки мать может предложить сыну или дочке кукольное корыто, мелкие предметы, показать как надо стирать, поощрить его действия, подбодрить, похвалить за старания, а вечером, за семейным ужином, рассказать как хорошо трудился Саша или Оля. Можно попросить ребенка помыть в этом же корытце куклу, мелкие игрушки.

Взрослые должны понимать, что ребенку важно с ранних лет не только овладеть трудовыми навыками, но и быть причастным к делам и заботам взрослых.

Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, усваиваемых в повседневной жизни. В семье ребенок приобретает бесценный опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями. Живя в подобной атмосфере, подражая родителям, дети рано начинают играть в «Семью». В свою очередь, игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения между её членами, могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, нежности, чуткости, отзывчивости, внимания ко всем окружающим.

Результаты опроса родителей показали: взрослые играют с дошкольниками лишь в одиннадцати процентах семей, бабушки и дедушки в девяти процентах. В более благоприятных условиях оказываются дети, имеющие старшего брата или сестру.

Неумение многих родителей использовать семейные условия для всестороннего воспитания детей в игре объясняется отсутствием у них педагогических знаний, способности анализировать свои действия, давать им соответствующую оценку. Игрой в семье называют любую деятельность ребенка: рисование, слушание музыки, просмотр мультфильмов или просто возню, баловство.

Большинство взрослых понимают игру широко не придавая особого значения её воспитательной роли : В первую очередь игра знакомит ребенка с окружающим миром, а потом воспитывает разные навыки», «Для сына игра – что для меня работа» считают некоторые родители.

Стремясь с ранних лет готовить ребенка к школе, родители вместо игр занимают его беспорядочным чтением книг, обучением письму, чтению. Некоторые молодые, неуверенные в себе мамы и папы, боясь, что игра подорвет их авторитет, помещает воспитывать сына или дочь в строгости, игнорируют игру как воспитательное средство. Они прибегают в основном к назиданию, морализации, забывают о великой силе игрушки, юмора. Однако ребенок, несмотря на то, что ему много внушают, наказывают его, растет непослушным.

Большинство отцов и матерей убеждены: если игра – самостоятельная деятельность, то взрослым вообще не следует в нее вмешиваться. Ребенок должен играть сам. Педагогу нужно доказать, взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, важно чувствовать поддержку, одобрение. Интересны в этом плане впечатления родителей, играющих с детьми. «Игра с сыном дает мне ощущение радости,семейного счастья». Или «Играя с сыном открываю в нем новые, удивительные черты характера, которые в повседневной суете не заметишь». Или «Испытываем радость от общения с детьми», «Узнаю себя в играх дочери, знаю на какую тему поиграть с ней в другой раз» и т. п.

Перед педагогами дошкольных учреждений в тесном содружестве с родителями открывается широкое поле деятельности в воспитании детей с помощью игры. В младших группах мамам и папам надо рассказать о значении детских игр, их видах, о подборе игрушек, познакомить с некоторыми методами руководства разными играми. В средней и старшей группах акцент следует сделать на формировании с помощью игр положительных отношений между детьми, на воспитании нравственных качеств личности, в том числе и качеств будущего семьянина. Помощь педагога нужна любой семье, но особенно она важна там, где игру не используют в качестве средства воспитания. Как известно ИГРУШКА является одним из условий развития игры дошкольника. В детском саду большое значение придается подбору игрушек по возрастному принципу. В семье этого не придерживаются. Родители не понимая значения игры, покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на их яркость, новизну, стоимость. Как правило, при их выборе взрослые не задумываются о педагогической целесообразности, главное – доставить ребенку сиюминутное удовольствие. В результате обычно у девочки скапливается много кукол, не всегда обеспеченных домашней кукольной утварью, у мальчиков всевозможный игрушечный транспорт и оружие. Такие наборы при отсутствии руководства со стороны родителей ведут к однообразным сюжетам, бедным по содержанию играм : у девочек в основном в «СЕМЬЮ» «ДЕТСКИЙ САД», у мальчиков в «ВОИНОВ», «ШОФЕРОВ».

Игры мальчиков дома практически бессюжетны. Весьма непопулярны среди них игры с куклами и мягкими игрушками, отображающими людей и животных. В результате и в детском саду они пытаются уклониться от некоторых сюжетно- ролевых игр, например в «СЕМЬЮ»

Воспитатель должен разъяснить родителям, что всем детям особенно маленьким, необходимо играть с куклами, игрушечными животными. Такие игры побуждают добрые чувства, закрепляют нравственные нормы. Предметом особого разговора педагога с родителями должны быть игры с использованием строительных наборов. Пап и мам не привлекает этот вид игрушек своим неброским оформлением, а их педагогической ценности они не понимают. И в результате лишают детей строительных наборов и конструкторов, способствующих развитию мышления, фантазии, творчества. Есть много способов привлечь внимание к этим игрушкам: организация выставки, приуроченной к родительскому собранию; консультация, в которой следует рассказать, как с ними действовать, показ игр детей в детском саду.

Если воспитатели и родители прививают детям бережное отношение к вещам, окружающим предметам, то, воспитывая бережливость они делают одновременно и нечто большее: воспитывают ответственность, организованность, трудолюбие, самоконтроль и другие нравственные качества. Об этом должен говорить педагог с родителями во время индивидуальных бесед, консультаций, посещения семьи.

Купив малышу новую игрушку, надо показать как с ней играть и где её хранить ;у пяти шести летнего ребенка следует спросить, как он будет играть с такой игрушкой, какой игровой материал ему ещё понадобиться, с кем будет играть. Можно предложить родителям использовать и такой прием: убрать часть игрушек, которые надоели ребенку, а затем постепенно вносить их.

Практика показывает: не все родители понимают, что для игры должно быть отведено специальное место. Если ребенок не имеет определенного места для игрушек, то у него развивается обязанности по уходу за ними на других членов семьи, родителей, старшего брата или сестру. С возрастом эти отрицательные качества закрепляются и в дальнейшем проявляются в в учебной и бытовой деятельности.

Воспитатель должен посоветовать мамам и папам, на что следует обратить внимание, наблюдая за детьми. Прежде всего надо отметить, во что играет ребенок, как он умеет договариваться со сверстниками, как происходит распределение ролей, какие отношения складываются с партнерами. Если ребенок не играет, надо постараться понять, почему, сравнить его игры в детском саду и в семье.

Особое внимание со стороны детского сада требуют неполные семьи. Изучить условия организации игровой деятельности в такой семье педагог может только при личном посещении. Он выясняет, какие игрушки есть у ребенка, где и как хранятся, имеется ли игровой уголок, какие игры предпочтительны в семье, с кем ребенок играет, как мать понимает значение игры для его всестороннего развития, часто ли сама играет с ним, кто ещё в семье уделяет внимание, какие методы руководства используются взрослыми, есть ли старшие дети, как они играют с братом или сестрой, разрешается ли приходить к ребенку друзьям, а тем более отцу.

Таким образом, чтобы помочь родителям своих воспитанников организовать игровую деятельность детей дома, педагог должен хорошо знать обстановку в каждой семье и проводить работу, исходя из конкретной ситуации. Можно организовать индивидуальные беседы о сложившихся внутрисемейных отношениях и их влиянии на воспитание детей, о роли примера взрослых в игре ребенка, о методах руководства играми, о видах игр, о количестве игрушек, их качественном составе и т. д.

Педагогический коллектив дошкольного учреждения поможет путем бесед и консультаций родителям наладить игру детей дома, а углубленное знакомство воспитателей с атмосферой,

царящей в семье, даст им возможность серьезно подойти к осуществлению задач всестороннего развития детей в игре.

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания «Игра — не забава»Конспект родительского собрания «Игра — не забава» Цель: Объяснить родителям значение свободной самостоятельной игры, роль взрослого в играх детей, специфику игры Материалы: Телевизор,.

План работы по самообразованию «Формирование грамматически правильной речи у дошкольников» на 2014–2015 год Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» детский сад № 44 Выборгского района, г. Санкт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Игра дошкольников в условиях семейного воспитания»
Опубликовано: 26 марта 2015 в 15:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Игра дошкольников в условиях семейного воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Гульнур Атнабаева (УИ 176974) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД