Светлана Ковеня
Занятие с элементами тренинга «А вот и школа!!!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга – помочь родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе, пополнить необходимыми знаниями, обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.
Участники: дети и родители подготовительной группы
1. Упражнение «Меня зовут… Я люблю…»
Цель: создание положительного эмоционального фона
Педагог-психолог предлагает каждому участнику называть свое имя и продолжить фразу «Я люблю…» (например, «Меня зовут Светлана, я люблю слушать музыку».)
Публикация «Занятие с элементами тренинга „А вот и школа!!!“» размещена в разделах
2. «Уважаемые родители! На нашей доске весит голубое облако, а перед ним лежат маленькие облака. Поднимите облако такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребёнка :
облако синего цвета – сильное беспокойство;
облако жёлтого цвета – проявляется иногда;
облако зелёного цвета – отсутствует вообще.
«Утрата веры в себя, возникшее чувство неуверенности, недостаточный багаж знаний, завышенные требования к ребёнку или наоборот чрезмерная любовь к нему и является причиной беспокойств родителей».
Психологическая готовность включает в себя несколько аспектов :
- эмоционально волевую сферу (желание идти в школу, желание учиться, умение управлять собой, умение вступать в контакт);
- определённый запас знаний, умений, навыков;
- физиологическое и социальное развитие.
3. Игра «Логические цепочки»
Цель. Формировать основы логического мышления, путём подбора к ключевому слову различных слов, связанных с ним логическими связями. Обогащать словарный запас.
Психолог говорит любое ключевое слово. Участники подбирает к нему самые разнообразные слова, которые логически с ним могут быть связаны.
Например: лиса – хитрая – рыжая, заяц, заметать, хвост, мышь, осторожная, прятаться, подкрадываться, нора и т. д.
Дождь –тёплый, холодный, мелкий, гроза, гром, прятаться, зонт, крыша, дом, одежда, лужа, туча, солнце, бежать, сушить, ручей, лодочка, играть, брызги, оловянный солдатик и т. д.
4. Игра «Не пропусти животное»
Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, развивать слуховое восприятие, речевые навыки и, навыки конкретизации понятий, активизацию мыслительной деятельности, моторные функции.
Описание игры. Участникам необходимо образовать два круга (взрослые и дети)
Психолог читает слова. Как только услышите название животного, то должны: дикое животное - приседание, домашнее животное - прыжок на двух ногах.
Слова: гроза, обезьяна, дождь, окно, кошка, туман, тигр, лошадь, дом, книга, солнце, слон, трава, шапка, заяц, корова, мыло, снег, дерево, овца, очки, крокодил, чашка, шкаф, собака, кенгуру, стул, ёжик.
5. Игра «Удивительная сказка»
Цель: развивать фантазию ребенка, интерес к сочинительству.
Дети вместе с родителями по очереди сочиняют сказку (сюжет произвольный).
6. Упражнение «Счетные палочки»
Ребенок и взрослый садятся спинами друг к другу. Психолог выкладывает перед взрослым фигуру из палочек, а взрослый должен словесно объяснить ребенку как они расположены, чтобы получить тождественную фигуру.
7. Кроссворд о школьных принадлежностях (вывести на мультимедийную)
8. Игра с родителями “Разброс мнений”
Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить.
1. Любимая игрушка моего ребенка.
2. Дома мы играем.
3. Мне кажется, что моему ребенку.
4. Мой ребенок любит.
5. Я со своим ребенком занимаюсь.
6. Мой ребенок не умеет.
7. Меня волнует в моем ребенке.
8. Дома я своему ребенку читаю.
9. Я думаю мой ребенок в школе.
10. Я рассказываю своему ребенку о школе.
11. Любимая сказка моего ребенка.
12. В выходные дни я с ребенком.
13. Мой ребенок умеет хорошо.
14. Мой ребенок любит больше всего.
«Психологическая готовность включает в себя несколько важных моментов. Это прежде всего, желание ребенка идти в школу, желание получать знания. Умение слушать и выполнять задания учителя, даже если они не интересны.
Это и определённый запас знаний об окружающем мире, о себе, а так же уровень развития памяти, внимания, мышления, речи.
При всём этом не менее важно умение ребёнка управлять собой, своей двигательной активностью, что очень необходимо при 35-40 минутных уроках. Это волевой аспект психологической готовности к школе, т. е. ребёнок должен приложить усилия воли, для того, чтобы учиться.
И, наконец, эмоциональный аспект психологической готовности – это умение правильно реагировать на оценки и замечания учителя, стремление к общению со сверстниками и взрослыми.
Поэтому, если ваш ребёнок собирается в школу, это очень серьёзный и ответственный момент и без вашей родительской поддержки и помощи никак не обойтись, даже если он «лучше всех», даже если он уверен в себе, а вы уверены в нём».
9. Рефлексия
Сегодняшний тренинг я хочу закончить словами Л. Венгера :
- «Быть готовым к школе уже сегодня – не значить уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».