Наталия Гудыма
Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Не случайно Л. С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития»
В младшем дошкольном возрасте игровая деятельность только начинает развиваться и насколько это будет успешно, зависит от умелого руководства взрослого. Большое значение в этом возрасте имеют игры с сюжетными игрушками, так как в них дети отражают свой накопленный социальный опыт
Публикация «Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Свою работу по организации таких игр с детьми раннего возраста мы начали с группы выходного дня, которая функционировала на базе нашего МДОУ с октября 2016 года. Каждую субботу родители приводили своих малышей возрастом от 1,5 до 3 лет к нам в группу на четыре часа для того, чтобы они быстрее адаптировались к детскому саду, получили максимальное удовольствие от общения в ходе игр со своими сверстниками и воспитателем.
Начинали игровую деятельность с манипуляций с предметами, далее, объединяли несколько таких действий в одной игре, а затем — применяя игровые заместители предметов, малыши, более или менее осознанно воспроизводили последовательные цепочки сюжетных действий.
На данном этапе основной нашей задачей было направление активности малышей в нужное русло. С этой целью мы использовали советы, примеры, указания, а также непосредственно участвовали в игре.
Дети 2-3 лет очень любознательны, их всегда привлекает всё новое, они с большим удовольствием наблюдают за действиями взрослых, а затем учатся им подражать на своих игрушках. К примеру, мама гладит белье, а ребенок делает то же самое со своими игрушками.
В своей работе с детьми мы использовали различную тематику сюжетно-ролевых игр:
«Дочки-матери»
«Строители»
«Больница»
«Автобус»
«магазин»
«Паровоз»
Далее, работая с детьми 2-3 лет уже в первой младшей группе, нам, как воспитателям этой группы, стало гораздо проще решать задачи по организации игровой деятельности как средства социально-коммуникативного развития, поставленные в начале учебного года на основании проведенной диагностики детей:
• удовлетворение потребности детей в разнообразном общении со
взрослым и сверстником.
• формировать умение детей выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий.
Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать
игрушки и атрибуты для игры.
• формирование начальных навыков ролевого поведения; связывать сюжетные действия с ролью.
Для реализации поставленных задач мы используем различные приемы.
На первом же родительском собрании мы попросили родителей помочь нам в приобретении или изготовлении различных атрибутов для сюжетно-ролевых игр, на что родители охотно согласились. Далее мы стали приглашать родителей к нам в группу для того, чтобы они могли понаблюдать за игрой их детей и, в том числе, самим поучаствовать в ней.
Такой подход в организации игровой деятельности детей 2-3 лет способствует улучшению взаимоотношений родителей с детьми, повышению интереса у мам и пап к играм со своими малышами.
Часто в гости к детям приходят различные сказочные герои, которым необходимо помочь или чему-то научить, что и способствует началу так называемых коммуникативных игр.
Дети и сами могут быть такими сказочными героями.
Тематика таких игр различная:
«У мышки заболела лапка»
«Кто пришел к нам в гости?»
Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.
Наша работа в данном направлении продолжается. К концу года дети должны научиться:
• эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым; общаться с ним в диалоге.
•подражать действиям взрослого с предметами.
• самостоятельно выполнять игровые действия с предметами,
осуществлять перенос действий с объекта на объект.
• использовать в игре замещение недостающего предмета.
• играть вместе со сверстникам.