Папки-передвижки

Консультация «Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников»

Денисова Валентина
Консультация «Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка - важная основа формирования нравственных чувств и представлений. Социальное развитие детей и их нравственное воспитание должно быть связано с культурой своей страны. Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию предполагает формирование интереса у детей к историческим событиям, воспитанию чувства уважения к культурному наследию, при этом необходимо учитывать личный опыт дошкольников и их возрастные возможности. Знание традиций, фольклора - все это способствует воспитанию гражданственности, понимания традиций своего народа. Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о национальной культуре, если он будет проявлять интерес к приобретенным знаниям: петь народные песни, играть в народные подвижные игры, помнить пословицы и поговорки, народные приметы, отмечать народные праздники, - то можно считать, что воспитательная задача выполнена в пределах, доступных его возрасту.

Публикация «Консультация „Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Путей и средств нравственного воспитания дошкольников много. Одним из главных является приобщение детей к русским народным традициям. Без помощи взрослого ребенку трудно самому выделить в окружающем мире наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть главного или принять за главное, нетипичное.

Народные подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игра - это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу;

другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Воспитательное значение русских народных подвижных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов.

Игры - не пустое занятие. Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни, поскольку через игру он входит в систему взаимоотношений людей. В процессе игры он усваивает систему норм и правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, учиться подчиняться и брать ответственность на себя.

Подвижные игры не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

При организации и выборе игр учитываются следующие факторы: возраст играющих детей; место проведения игр; количество участников игры; инвентарь для игр; знание правил игры; выбор водящего.

Практически каждая народная подвижная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались - стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др. В русских народных считалках особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение трудом рук человечески, как нигде сохранились особенные черты русского характера. Благодаря этому они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают:

Тара-бара,

Домой пора –

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить

тебе водить! Петушок-петушок,

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнем,

Сколько перышек на нем?

Раз. два, три, четыре, пять,

Невозможно сосчитать!

Катилася торба

С высокого горба

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница

С кем хочешь водиться? Раз. два, три, четыре, пять.

Нам друзей не сосчитать!

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга!

Активнее всего, конечно, дети участвуют в состязательных играх. Это - игры, направленные на развитие как физических, так и умственных сил и способностей детей, например: «Петушиный бой», «Пирог», «Дедушка -рожок», «Городки» и др. Среди них выделяется группа игр с различными предметами: палками, камушками, мячами, чурками и т. д. Основной чертой является наличие четко спланированных правил и установка на победу. Народные игры-состязания влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка.

В играх - состязаниях все играющие делятся на две партии (группы, команды) и вначале нужно выбрать вожака для каждой партии, а затем уже определяют состав команды. Разделить всех игроков поровну, так, чтобы не было обидно, помогают скороговорки. Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т. д. Разрешается применять шуточные названия: цапы-цапы и топы-топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т. п.

Во время игры и скороговорок ребенок примеряет на себя разные роли, он учится общаться со сверстниками, учится действовать сообща и добиваться успеха не только для себя, но и для коллектива.

Очень большое значение в воспитании нравственных качеств имеют русские народные хороводные игры. Это - игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу, например: «Мак маковистый», «Дударь- дударь», «У дядюшки Трифона», «И шел козел дорогою.», «Просо сеяли» и др. С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков, получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, терпимости и совестливости. Народные хороводные игры имеют еще одно, преимущество - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.

Неоценимым национальным богатством и средством нравственного воспитания являются календарные народные игры, в которых принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое участие их от возраста к возрасту.

В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Во время проведения в детском саду обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря дошкольники играют в разные игры, например на Масленицу: «Гори, гори ясно», «Летят - не летят», «Пирог», «Крута гора», «Салки», а на Вербной неделе «Верба - вербочка», «Дед», «Мосток» и т. п. Данная категория игр помогает естественно приобщить детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Особое внимание следует уделять установлению тесных контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. Совместное участие в творческих

мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее

досуг новым содержанием. Создание условий для

совместной двигательной деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры показывает, что ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важное значение в формировании у ребенка нравственных чувств. Русские народные подвижные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре нормы нравственного поведения, гуманные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях

Публикации по теме:

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Консультация для воспитателей «Народные подвижные игры на прогулке» Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Вечер народных игр «Русские народные подвижные игры» в средней группе с участием родителей на улицеВечер народных игр «Русские народные подвижные игры» в средней группе с участием родителей на улице Цели и задачи: Упражнять в ходьбе, беге по кругу, взявшись за руки; Развивать координацию движений рук и ног с дыханием; Продолжать знакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 1 декабря 2020 в 11:39
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Денисова Валентина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД