Наталья Бурматова
Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»
Консультация музыкального руководителя для воспитателей
«Роль воспитателя на музыкальных занятиях».
На всех музыкальных занятиях ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, т. к. именно он может донести до детей главные особенности музыкальных произведений.
Публикация «Консультация „Роль воспитателя на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Но, непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Основная роль музыкального руководителя ни в какой мере не снижает активности воспитателя.
Частые ошибки воспитателей на занятиях :
• Воспитатель сидит с безучастным видом
• Воспитатель перебивает исполнение
• Воспитатель дает словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
• Воспитатель нарушает ход занятия ( перемещается: входит и выходит из зала)
Активность воспитателя на музыкальном занятии зависит от трех факторов
• От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
• От раздела музыкального воспитания : самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
• От программного материала: в зависимости новый или старый материал
Воспитатель должен присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
• Петь вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель обязательно садится на стул перед детьми, чтобы показывать детям движения, высоту звуков, отбивать (прохлопывать) ритм и т. д.
• Во время обучения детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, тем самым активизируя маленьких детей.
В старших группах воспитатель по необходимости показывает то или иное движение, делает напоминая при построении или дает отдельные указания в пляске, игре)
• Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
• Воспитателю необходимо уметь играть на всех тех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
• Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
• Повторяет движения танцев, предварительно записав музыку на флешку.
Следовательно: Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети смогут узнать на музыкальных занятиях, иначе музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, что обеспечит «топтание на месте»
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.
Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем
• Индивидуальные консультации : проводятся 1 раз в 2 недели
Содержание консультаций :
• Знакомство с задачами предстоящих занятий
• Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
• Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
• Продумывание внесения музыки в быт
• Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
• Групповые консультации :
• Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
• Составление сценария праздника
• Обдумывание сюрпризных моментов
• Обсуждение различных вопросов
• Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
• Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
• Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, способствующие развитию координации и общему музыкальному развитию)
• Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
• Обучение воспитателей пользоваться музыкальным центром, колонкой и другими предметами аудиотехники, находящейся в музыкальном зале