Диана Журавлёва
Консультация «Роль музыкального руководителя в период адаптации ребенка в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыкального руководителя
в период адаптации ребенка в ДОО.
Выступление для родителей в консультационном центре.
Журавлева Д. О.
(подготовлен материал с использованием разработки Степановой Л. В.)
Пусть человек шагает под ту музыку,
Публикация «Консультация „Роль музыкального руководителя в период адаптации ребенка в ДОО“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
которая ему слышится,
в каком бы ритме она ни звучала.
. Генри Торо
Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДОУ у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение.
Цель ДОУ – адаптировать личность ребенка к социуму. Самым оптимальным подходом в адаптации является творческий подход.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием. Его задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Выполнить эту задачу эффективно можно на основе интеграции деятельности всех участников образовательного процесса: воспитатели, психологи, педагоги дополнительного образования. Учитывая особенности детей, они должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития.
Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития.
Поэтому цель работы педагога - музыканта – сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. В практике ведения музыкальных занятий музыкотерапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, музыкотерапевтические методы, широко адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально – волевой сферы личности, способствующих как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению.
Конечно, на музыкальных занятиях могут быть использованы только научно обоснованные и экспериментально проверенные элементы музыкотерапии в форме различных упражнений, целенаправленно отобранного музыкального материала для слушания и исполнения, а также музыкально – творческих заданий, способствующих самопознанию, самооценке, творческому самовыражению, саморазвитию и самокоррекции личности.
Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка.
Исследователи рекомендy ют: использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма.
Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др. ,
при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор, при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.)
Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий музыкальный инструмент». Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др. Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния.
Особенно детям нравится звук металлофона. Его чарующие звуки могут остановить и успокоить плачущего ребенка, вызвать интерес и желание извлечь эти звуки самому. Металлофон помогает и установлению внимания детей, его негромкий звук активизирует процесс вслушивания, узнавания.
Детям можно предложить игры на различение темпа и силы звука, например, «У ребяток ручки хлопают», «Медведь идет, лисичка бежит, зайчик скачет…» и т. д.
Для слушания музыки в раннем возрасте выбирают небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии, вызывает неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность.
Желательно использовать инструментальные и вокальные произведения следующих композиторов – классиков: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакого, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и многих других. Именно классическая музыка способствует наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей.
Детям третьего года жизни можно предложить рисование во время слушания музыки.
Отмечено благотворное, гармонизирующее воздействие музыки на детей во время восприятия ими «Лунной сонаты» Л. Бетховена, «Лебедя» Сен-Санса, «Утра» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», «Сладкой грёзы» П. И. Чайковского, а также произведений Моцарта и Равеля.
Рисование под классическую музыку влияет на выбор детьми цветовой гаммы – от темных тонов малыши постепенно переходят к более светлым, ярким тонам, это позволяет снимать внутреннее напряжение неконтактных детей и сосредоточить, уравновесить состояние гиперактивных.
Можно использовать активный вариант музыкотерапии в процессе занятия для стабилизации детского коллектива. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов.
Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.
Вокальная музыка считается наивысшим искусством, т. к. она естественна. Как бы ни были совершенны струны, они не могут воспроизвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души как дыхание и приносится на поверхность посредством души, ума и голосовых органов тела. Когда душа хочет выразить себя в голосе, она сначала вызывает активность в уме, а ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальный план. Они должным образом развиваются и проходят в виде дыхания через область живота, лёгких, рта, горла, носовых органов, заставляя всё время вибрировать воздух, пока не проявится на поверхности как голос. Можно сказать, что голос имеет тот магнетизм, которым не обладает инструмент, потому что голос - идеальный природный инструмент, по образу которого смоделированы все инструменты мира. Чаще надо петь, и тогда мы сможем оказать своему организму неоценимую услугу, т. е. избавить его от многих болезней.
Оздоровительный эффект распевок:
В сущности, пение - это пропевание гласных звуков. Если петь гласные, то:
А - насыщает организм кислородом,
Е - удаляет избыток отрицательной энергии,
И - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши,
О - оказывает оздоровительный эффект на сердце и лёгкие,
У - оказывает положительное воздействие на область живота,
Э - укрепляет сердечно-сосудистую систему,
Ю - при болезнях почек, мочевого пузыря, костей,
Я - оказывает обезболивающий эффект,
В - воздействует на нервную систему, спинной мозг.
Таким образом, изучение и использование музыкальным руководителем основ музыкальной терапии является важным фактором успешной адаптации ребенка к условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении.