Чайковская Наталья Александровна
Консультация «Роль музыкально-дидактических игр в организации самодеятельной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей старшей группы
Тема:«Роль музыкально-дидактических игр в организации самодеятельной деятельности детей»
Подготовил музыкальный руководитель: Чайковская Наталья Александровна
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей является музыкально-дидактическая игра.
Публикация «Консультация „Роль музыкально-дидактических игр в организации самодеятельной деятельности детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные игры. Консультации
- Самодельные музыкальные инструменты. Консультации
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой доступной для детей игровой форме дать преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях музыки, а также научить различать целую гамму чувств и настроений, передаваемых музыкой. Благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей развиваются музыкально-сенсорные и общие музыкальные способности.
Цель применения музыкально-дидактических игр - развитие музыкальных способностей у детей, расширение представлений о средствах музыкальной выразительности.
Задачи:
– познакомить детей с различными музыкальными инструментами (маракасами, румбой, металлофоном и т. д.);
– научить различать произведения по жанру, характеру, слышать высоту звуков и тембр музыкальных инструментов;
– сформировать слуховые ощущения на основе выразительных средств музыки: музыкальных темпов (быстро-медленно, контрастной динамики (громко-тихо, средств выразительности (грустно-весело);
– развивать у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха;
– побуждать к самостоятельной музыкальной деятельности.
Помимо развития музыкальных способностей, музыкально-дидактические игры помогают в формировании познавательной деятельности ребёнка. Дети накапливают чувственный опыт, происходит их умственное развитие, развиваются сенсорные способности, которые неразрывно связаны с логическим мышлением и умением выражать свои мысли. Ребёнок учится выявлять, сравнивать, обобщать, делать выводы. Кроме этого, занимательные музыкально-дидактические игры вызывают у детей интерес к решению задач, так как успешный результат, преодоление трудностей приносят детям удовлетворение. Само увлечение дидактической игрой повышает способность ребёнка к произвольному вниманию, развивает
наблюдательность, память. Достижение поставленной цели в музыкально-дидактической игре также связано и с нравственным воспитанием. Развиваются волевые качества ребёнка, выполнение правил требует самообладания и выдержки дисциплинированности.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
Музыкально – дидактическим играм предшествуют занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре. Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание свойственно всё же играм младших дошкольников. Поэтому воспитатель при проведении игры обращает внимание, чтобы ребёнок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.
Музыкально – дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой или индивидуально).
При объединении детей следует учитывать особенности каждого. Например, малоактивный и застенчивый ребёнок отказывается включаться в игры, где участвует много детей, зато с охотой откликается на предложение организовать игру только для двоих. (Например, «Матрёшки».)
Музыкально – дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания детей. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель должен пристально и внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребёнок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям – ввести очередность в выборе ведущего. Или ребёнок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам.
Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному. Так, вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации. В игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая
за детьми, можно заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Это и понятно: все старались, ещё вчера они договорились, кто на каком инструменте будет играть, ещё вчера они выбрали нового ведущего. Таким образом, у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у детей возникает обмен игровым опытом.
Если работу вести систематически и последовательно, то они лучше проявляют себя в играх в часы досуга, становятся всё более активными на музыкальных занятиях.
Чтобы у ребят появилось желание заниматься музыкой вне музыкальных занятий, необходимо создавать соответствующие условия. Прежде всего, отвести и оборудовать музыкальную зону.
В музыкальном уголке должны быть музыкально-дидактические игры «Музыкальное лото», «Лото на различение музыки по характеру», «Кто лучше слушает» и др. ,usb-накопительс с записями программных произведений, народной музыки, детских песен, музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, барабан, ложки, бубен.
Следует учитывать,что одного наличия в группе даже самого разнообразного набора музыкальных инструментов, музыкально-дидактических игр, недостаточно для того, чтобы музыка заняла в жизни ребенка важное место. Если ребенок не научен петь, танцевать, играть, то и при самом подготовленном воспитателе и при самом лучшем оборудовании зон успешной музыкальной деятельности у него не будет. У дошкольника должны быть практические навыки, умения в пении, в движении, в творчестве. Эти умения он приобретает на систематических занятиях (регулярное посещение музыкальных занятий). Вот почему так резко отличаются дети, пришедшие после долгого перерыва, от детей, которые постоянно посещали детский сад.
На развитие самостоятельной музыкальной деятельности положительное влияние оказывают послепраздничные занятия, на которых повторяется репертуар по желанию детей. Эти занятия дети очень любят, в них с удовольствием участвуют и малоактивные ребята, причем им предлагается исполнить главные роли. На таких занятиях используются те пособия, которыми потом дети пользуются в самостоятельной деятельности (микрофон, гости-игрушки, элементы костюмов и т. д.).То, что не успевают повторить на занятии, дети самостоятельно вспоминают в группе или на участке.
Для закрепления знаний детей о музыке, воспитатели должны использовать в группах музыкально-дидактические игры. Самостоятельная музыкальная деятельность детей очень разнообразна. Все, с чем ребята познакомились на занятиях, праздниках, в повседневной жизни в семье, отражается ими в играх, но в преобразованном виде. Музыкальная деятельность проходит у детей по чьей-то инициативе, бывает различна по форме. И очень важно определить роль взрослого в этой деятельности. Воспитатель – первый помощник музыкального руководителя. Воспитателю необходимо помогать детям осваивать правила музыкально-дидактических игр, помогать игре на музыкальных инструментах, повторять и закреплять тот материал, с которым ребята познакомились на музыкальном занятии. Воспитатель должен хорошо знать программный материал, владеть навыками игры на детских инструментах, знать способы руководства музыкальной деятельностью детей. Во второй половине дня он следит за играющими детьми в группе и во время направляет игру в нужное русло, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью предлагаю заранее продумывать возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в детскую деятельность.
Картотека музыкально-дидактических игр находится в кабинете музыкального руководителя находится.