Папки-передвижки

Консультация «Роль многопозиционного общения в развитии личности ребенка»

Демидович Наталья Александровна
Консультация «Роль многопозиционного общения в развитии личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация "Роль многопозиционного общения в создании психологически безопасной комфортной среды для развития личности ребенка"

Многопозиционное общение – это и есть общение. И, согласно культурно – исторической концепции Л. С. Выготского, общение является главным источником психического развития человека. Общение всегда предшествует обучению. И именно общение определяет психологическую готовность к обучению и определяет смысл ситуации, деятельности, роли, которую исполняет тот или иной человек. Все это создает безопасную психологически комфортную среду развития детей.

Развитию произвольных форм общения с взрослыми и сверстниками способствует возможность занимать разные позиции по отношению к партнеру в процессе общения. Можно выделить 5 позиций партнеров по отношению друг к другу: «пра-мы», «сверху», «снизу», «на равных», «демонстративно-отстранённая».

С первых минут общения ребенка с близким взрослым реализуется позиция «пра-мы», выделенная Л. С. Выготским. По мнению Л. С. Выготского, младенец является максимально социальным существом, так как он – активный участник жизни взрослого человека. Малыш вместе с мамой готовит обед, стирает белье, ждет папу с работы. Ребенок ещё ничего не умеет делать самостоятелно, а мама, общаясь с ним, приговаривает: «Сейчас мы пойдем гулять» или «Скоро мы будем кушать кашу».

Общение с позиции «пра-мы» делает всех участников «со-деятелями», выполняющими одну и ту же деятельность вместе. Такой тип общения даёт ощущение психологической защиты, поддержки, которая необходима ребенку.

«Пра-мы»

Используется в случаях, когда ребенок испытывает затруднения при выполнении какой-либо деятельности или овладении тем или иным навыком. В различных вариантах можно использовать в работе с заторможенными, безинициативными, робкими детьми. А так же с в работе с гиперподвижными, расторможенными детьми. В первом случае это помогает ребенку почувствовать уверенность, доверие к себе, радость от успеха, желание самому сделать что-то без помощи взрослого. Во втором - ребенок пытается с помощью взрослого проникнуть в ритм другого человека, научиться управлять собой, встраиваться в общий ритм деятельности.

Взрослый по отношению к ребенку чаще всего находится в позиции «сверху» или «над». Эта позиция легко задается, потому что взрослый по физическим параметрам выше ребенка и по возрасту старше. Позиция «сверху», условно говоря, это позиция «учителя». Человек, занимающий эту позицию по отношению к другому, выступает носителем информации.

«Над»

Ее отличительная черта – фронтальность и вербальность. Такая позиция хороша, когда нужно задать контекст будущего действия или наоборот подвести итоги работы. Для более эффективной работы педагогу целесообразно чередовать данную позицию с другими позициями в общении с детьми.

«Под» (снизу)

Общение в этой позиции может быть как вербальным, так и невербальным, как групповым, так и микрогрупповым и индивидуальным. Необходима, когда педагог хочет вызвать инициативные действия детей, чтобы помочь им лучше усвоить материал или проверить понимания какого- либо вопроса. Для этого он может изобразить «Незнайку» или «Неумейку», может попросить объяснить ему что-то, научить его чему-то. Но, для этого, взрослый должен быть уверен, что у детей есть задел, они готовы самостоятельно справиться с деятельностью и руководить, при этом, взрослым. Хорошо, если в группе есть второй взрослый, который подыгрывает, не стесняя, а вовлекая детей (с высоким уровнем режиссерской игры).

«На равных»

Имеет смысл, когда контекст деятельности ужу задан и требуется обсуждение и выполнение поставленной задачи. Сюда можно отнести и партнерские отношения, когда происходить постоянная смена позиций «сверху- снизу» (что попросил с позиции «снизу», что-то подсказал – с позиции «сверху»), а в среднем получается позиция «на равных». Общение может быть вербальным и невербальным. Например, вербальным в процессе обсуждения, а невербальным – в процессе совместного действия. В позиции «на равных» ребенок учится согласовывать свои действия с действиями другого. Для реализации этой позиции партнеры по общению должны уметь слушать и ясно, четко формулировать свои высказывания.

«Демонстративной отстраненности»

Эта позиция предполагает умение наблюдать со стороны, непроизвольно вникать в суть дела. Родителям знакома такая ситуация, когда ребенок о всем своим скарбом тащится на кухню, где мама готовит ужин, для того чтобы играть там, где в этот момент находится мама, если мама переместилась в другую комнату, то и ребенок тоже. В этот момент ребенок занят своим делом, но он хочет оставаться активным участником жизни взрослых, все знать, все слышать. Взрослый, находясь в одном помещении с детьми, занятыми какой-либо деятельностью, не участвует в ней, увлечённый чем-то своим. Это позиция содержит в себе возможность выхода в любую другую позицию.

Отсутствие позиций

Это высший пилотаж в педагогическом общении. Ее использование допустимо лишь при наличии высокоорганизованной группы, которая способна без помощи воспитателя или учителя оставаться в контексте действий. Это бывает, когда все дети и взрослые увлечены одним важным для всех делом, им все ясно в работе, нет нужды руководить кем – то, учить кого-то, просить у кого- то помощи.

При работе с группой детей, часто используется несколько позиций и здесь особенно хорошо видны все преимущества парной педагогики. В то время, когда один педагог держит основной контекст, задает нормативное содержание,другой – общается с детьми, используя самые разные позиции, беря на себя ту или иную дополнительную конфликтную, сопряженную роль по отношению к своему напарнику, чтобы помочь детям встроиться в контекст общей деятельности.

Таким образом, многопозиционное общение – это и есть общение. И, как уже указывалось при упоминании культурно – исторической концепции Л. С. Выготского, общение является главным источником психического развития человека. Общение всегда предшествует обучению. И именно общение определяет психологическую готовность к обучению и определяет смысл ситуации, деятельности, роли, которую исполняет тот или иной человек. Все это создает безопасную психологически комфортную среду развития детей.

Публикации по теме:

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Консультация для родителей и педагогов «Роль баскетбола, пионербола и волейбола в развитии ребенка»Консультация для родителей и педагогов «Роль баскетбола, пионербола и волейбола в развитии ребенка» Я очень люблю спорт. Но особенно играть в волейбол, пионербол,баскетбол. И когда к нам приезжают дети, которым не противопоказаны по.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Роль многопозиционного общения в развитии личности ребенка»
Опубликовано: 15 января 2025 в 21:38
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль многопозиционного общения в развитии личности ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Демидович Наталья Александровна (УИ 1853444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД