Илибаева Анна Сергеевна
Консультация «Роль головоломок в развитии личности ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил: Илибаева А. С.
Консультация «Роль головоломок в развитии
личности ребенка дошкольника».
Особое место среди используемых в нашем детском саду развивающих игр логико-математического содержания мы отводим плоскостным головоломкам - играм на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.
Публикация «Консультация „Роль головоломок в развитии личности ребенка-дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Они интересны и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Работа с головоломками – увлекающая детей игра, экспериментирование - деятельность, не перегружающая детей ни умственно, ни физически.
1. использование головоломок помогает развитию познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, активизируют скрытые интеллектуальные возможности, активизируют их.
Дети усваивают эталоны сенсорной культуры: форма, величина, цвет, особенности материала. От уровня сенсорного развития детей зависит успешность освоения игры. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры.
Можно проводить с детьми игру «Найди нужную деталь на ощупь по названию». Для развития памяти можно предложить детям следующее задание: продемонстрировать ребенку несложный образец в течение 20-30сек,убратьего и предложить собрать картинку по памяти.
Для развития воображения – сложить наугад 2-3 детали, обвести их и подумать, на что похож получившийся контур. Дорисовать недостающие детали так, чтобы догадка стала очевидной окружающим; придумать, собрать, назвать и зарисовать собственную фигуру. Дети овладевают логическими операциями: умением анализировать образец, сравнением, комбинаторными способностями, классификацией, обобщением – построением простейших логических суждений.
2. игры в головоломки способствуют развитию творческих способностей, творческого мышления: гибкость, беглость, оригинальность, продуктивность мышления.
3. способствуют развитию речи детей.
Ребенок рассказывает о своем замысле, по определенному плану анализирует образец, рассказывают о порядке действий, о полученном результате - развивается логика связной речи.
- Используя головоломки, мы решаем многие задачи работы по ознакомлению с окружающим.
Богатая тематика изображений, которые можно собрать из деталей головоломок, позволяет вводить детей в различные миры : мир геометрических форм, мир материалов (у нас в детском саду по аналогии деревянных головоломок сделали головоломки из других материалов (пластмассовые, картонные, тканевые, кожаные, мир растений («Джунгли», мир животных,
мир транспорта («Листик, «Пифагор», «Сфинкс», мир профессий («Город мастеров», мир букв, цифр («Танграм») и др.
Показываем безграничность знания и знакомим со способами получения новых знаний. Например, ребенок задумал сделать слона. Можно попросить ребенка рассказать все, что он знает об этом животном, привлечь друзей. Когда объем знаний детей иссякнет, взрослый дает дополнительную информацию («Ты рассказал много, да я немного - все ли теперь знаем? Где можно еще узнать (спросить у мамы, папы, прочесть в книге) Таким образом, мы анализируем уровень знаний детей, расширяем объем знаний.
Работа с головоломками дает возможность активизировать и обогащать словарь детей, работать над грамматическим строем языка, воспитанию звуковой культуры речи (какие звуки издает выложенное животное, транспортное средство; можно предложить детям составить фигуры, в которых присутствует заданный звук; составление изображений предметов, в названии которых 2, 3 слога и др.).
Составив фигуру, можно предложить придумать загадку о полученном объекте или в начале загадать загадку, а отгадку изобразить с помощью головоломки.
Мы широко используем в работе составление сказок, объединяя головоломки и их результаты общим сюжетом.
Сначала сказки придумывает воспитатель, постепенно вовлекает в работу детей, затем дети сами придумывают сказки. Большую помощь в работе по составлению сказок, в том числе и по головоломкам, оказывает развивающая игра «Сочинялки». На первоначальном этапе предлагаем детям знакомые сказки, внося изменения в сюжет:
Например, работая с «Колумбовым яйцом», курочка Ряба снесла не простое яичко, а очень большое (заранее делается увеличенный вариант головоломки», в следующий раз курочка снесла не постое яичко, а меховое (бумажное, наждачное)- соответственно разрезное яичко делается из заданного материала. Дети собирают яичко и придумывают свои истории в связи с предложенной ситуацией
Курочка Ряба отправляется погулять и по подает в разные места (на птичий двор, в лес) – детям предлагается придумать, кого бы могла там встретить курочка Ряба, и изобразить с помощью головоломок данного героя после выполнения задания придумывается сказка. Дети обводят свои изображения, воспитатели записывают
сказки – создаются собственные книги, которые вносятся в книжный уголок. Дети рассказывают сказки младшим товарищам.
4. Игры-головоломки используем для развития графических навыков : предлагаем детям обвести названную деталь, закрасить или заштриховать ее; обвести собранную картинку (дети учатся одновременно удерживать несколько деталей – это трудная задача)
5. Работа с головоломками способствует развитию личностных качеств : самостоятельности, чувства коллективизма (учитывать позиции других, подчиняться правилам, инициативности (свобода выбора игры, трудолюбия, целеустремленности (умению добиваться результатов, сообразительности, любознательности, самореализации, успешности, уверенности в себе. А раз мы способствуем достижению успешности, то соответственно решаем задачу по воспитанию здорового ребенка (только успешный человек может быть здоровым).
Игра в головоломки способствует развитию волевых процессов, мотивационной направленности, развитию всех познавательных процессов, учит работе в коллективе, т. е. мы обеспечиваем готовность ребенка к школе.
Обеспечение устойчивого интереса детей к работе с головоломками.
Человек любит заниматься тем, от чего получает наслаждение. (при достижении успешности). Чтобы добиться успешности, надо вызвать интерес к выполняемому делу. Интерес к игре можно поддерживать, соблюдая следующие принципы:
Интенсивность – постоянство использования.
В развивающей среде всегда присутствуют какие-нибудь головоломки. Учитываем этот принцип и при планировании работы: игры- головоломки планируем в утренний отрезок времени во время индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, включаем как часть занятия, в пятницу после сна проводятся вечера развивающих игр.
Новизна, вариативность.
Показываем детям разные варианты одной и той же игры. То составляем изображение по предложенной загадке, то сначала конструируем предмет, а затем придумываем словесные загадки, рассказы, сказки, можно предложить загадки-пентанимы. Используем различные способы изменения сюжета знакомых сказок. Предлагаем дорисовать сюжет, штриховка изображения и др. варианты
Если интерес к игре снижается, то убираем ее на некоторое время из поля зрения ребенка, затем возвращаем, вспоминаем известное, вводим усложнения, придумываем новые варианты использования игры. Делаем игры из других материалов.
Планируя работу с головоломками, осуществляем связь с тематикой занятий по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, изо-деятельностью и др.
Сложность
Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности, возможности, уровень подготовки
- Поэтапное освоение игры.
- В одной возрастной группе подбор игр, заданий для разного уровня детей ( наличие схем расчлененных изображений в масштабе 1:1, уменьшенном масштабе; схемы силуэтных (нерасчлененных) образцов в масштабе 1:1, уменьшенном масштабе.
Необычность
-Проведение вечеров загадок с использованием головоломок
- придумывание сказок
- игры- путешествия в различные миры (в джунгли –игра «Джунгли», в мир профессий – игра «Город мастеров»
- конкурсы «Кто придумает самое необычное животное»
«Песня в день рождение» - на день рождение пришли животные (дети составляют их изображения. Затем договариваются, какую песенку дарят в подарок имениннику, и каждое животное исполняет ее на своем языке; «животные» могут дарить разные песенки – конкурс «Угадай мелодию» и др.
- соревнования («Кто быстрее соберет…»)
- праздники (детские, совместные с родителями, совместные со школой)
- в детском саду работает клуб развивающих игр.
Изменчивость
Из фигур одной игры можно создавать различные предметы
Создание предметно-развивающей среды. Презентация игр.
Головоломки присутствуют во всех группах дошкольного возраста.
2 младшая группа.
-разрезные картинки «Мой дом»
«Живой мир»
- «Сербис» - 2-3 комплекта на группу
Средняя группа.
- многообразие головоломок – идея объединения, составление сказок.
«Танграм
«Сфинкс» - прямоугольник, разрезанный на 7 простых геометрических фигур: 4 треугольника, 3 четырехугольника с разным соотношением сторон.
в игре представлены образцы силуэтов ракет, самолета, парусника, птиц. из 2-х одинаковых наборов можно конструировать силуэты человека, животных, видов транспорта. головоломка Пифагора – квадрат, разделенный на 7 частей: 2 квадрата (большой и маленький, 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких) и 1 параллелограмм. Из ее элементов силуэты разнообразных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, которые отдаленно напоминают объекты реальной действительности.
«Монгольская игра» - это квадрат, разрезанный на части по принципу «каждый раз пополам».в результате получается 2 квадрата, 5 прямоугольников, 4 треугольника. Из набора получаются стилизованные изображения предметов. Используя несколько наборов, можно создавать сюжетные картинки «Зоопарк», «Космодром».
«Листик» - «сердце», «лист липы», фигура разрезана на 9 элементов. Округлые и угловатые детали набора позволяют создавать всевозможные силуэты, передавая многообразие окружающего мира. Полученные изображения своей
выразительностью, схематичностью и условностью напоминают детские рисунки «Колумбово яйцо» -это овал, разделенный на части. Существует несколько вариантов разреза овальной формы. Округлость большинства фигур позволяет составлять из них силуэты птиц, зверей, человека.
«Волшебный круг»- круг, разделенный на 10 частей по принципу «каждый раз пополам, в результате образуется несколько пар одинаковых по форме симметричных частей. Игра дает возможность сконструировать силуэты человека, домашних и диких животных, рыб, птиц, предметов обихода. «Вьетнамская игра»- круг, разделенный на 7 замысловатых элементов с обтекаемыми контурами, что дает возможность придумывать силуэты различных животных, птиц.
«Абрис» - в состав игры входит набор геометрических фигур: круг (Д=3см, 2 полукруга (Д=3см, квадрат (3см, прямоугольник (3*6 см,
2 прямоугольника (3*1,5см, 2 равнобедренных прямоугольных треугольника (катеты 3см, равносторонний треугольник (3см).
к игре прилагаются силуэтные схемы.
«Архимедова игра»- прямоугольник, разделенный на 14 частей. В результате получаются треугольники различных видов и четырехугольники. Из элементов можно сложить фигуры, довольно похожие на реальные предметы, сложить многофункциональные композиции. Эта игра доступна лишь опытным игрокам.
«Чудо-соты» (развивающие игры Воскобовича»
Предложенные игры следует осваивать с детьми последовательно. По мере накопления умений в процессе одной игры можно переходить к другой. Таким образом, каждая игра – это этап подготовки освоения следующей, более сложной игры. Со временем можно предоставить ребенку возможность самому выбирать игру по желанию
Старшая, подготовительная к школе группы.
- головоломки средней группы
+ «Пентамино» - это 12 разных по форме, но равных по размеру элементов.
Каждый элемент состоит из 5 равных квадратов. Составить силуэты из элементов «Пентамино» достаточно трудно. Поэтому сначала необходимо с ребенком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т. п. затем дети составляют изображения игрушек, предметов мебели, разных видов транспорта, животных, используя 2-7элементов. Составляя простые образные фигуры, дети овваивают характерные для данной игры способы соединения элементов. Это развивает у них элементарное пространственное видение, способность ориентироваться на плоскости листа, учитывать поставленную перед собой цель. Постепенно дети учатся составлять изображения из 12 элементов.
«Гексомино» - каждый из 12 элементов состоит из 6 равносторонних треугольников. Особенностью игры является то, что ее составные части похожи на реальные предметы (лодочку, факел, уточку, бабочку, корону). Можно предложить ребенку найти предмет и элемент игры, похожие по форме. Это увлекает детей, заставляет их мыслить развивает воображение. Вызывает желание реализовывать собственный замысел, активизирует практические действия. В данной игре тоже сначала конструируют предметы из неполного набора элементов, начиная с 2 – саночки, постепенно доводя до использования всех 12 элементов «Летчик»
«Джунгли» - квадрат, разделенный на 24 части различной формы. схемам подобраны загадки.
«Город мастеров» - квадрат, разделенный на 25 частей различной формы
Изображения, выложенные из деталей игр «Джунгли» и «Город мастеров» условны, схематичны, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета. Все изображения, которые можно сложить из деталей головоломки, связаны единым сказочным сюжетом, к некоторым Объемные головоломки : «Сложи куб», «Занимательный куб»
Система работы с головоломками.
1этап – ознакомление с названием игры, с набором фигур в игре. Полезно поупражнять детей в различении и правильном назывании геометрических фигур, можно предложить сосчитать стороны, углы; сгруппировать фигуры по форме, размеру (работа с множествами). Затем поиграть: конструирование простых изображений из 2-3 деталей (домик, снеговик, лодочка, елочка) – ребенок придумывает силуэт, затем отбирает для этого нужные фигуры. Такие упражнения с детьми 3 – 4 лет проводятся систематически в течении длительного времени. Для детей 4-5 лет эти упражнения являются лишь одним из этапов освоения игры, который позволяет перейти к конструированию более сложных силуэтов.
- составление картинок из одинаковых фигур (материалом для игры служат одинаковые по форме фигуры, которые раскладываются в конверты по 15-20 штук).
2этап – составление фигур силуэтов по расчлененным образцам – усвоение детьми плана анализа предъявляемого образца, начиная с основных частей, выражение в речи способа соединения и пространственного расположения частей. Сначала работаем со схемами 1:1, затем с уменьшенными схемами.
Следует поощрять самостоятельные действия ребенка, желание добиваться положительного результата. Удачно найденное самостоятельное решение вызывает радость, эмоционально положительный настрой. А это очень важно для результативного протекания умственной деятельности, требующей большого напряжения.
Чтобы подстраховаться от возможных неудач, выбирайте картинки с учетом уровня развития ребенка (сначала попроще, постепенно увеличивая уровень сложности). В процессе игры постарайтесь ничего не делать за ребенка, лучше, если необходимые подсказки будут словесными. Самое главное, чтобы ребенок почувствовал, что он может это сделать, что у него получается, поэтому старайтесь завершить игру на картинке, которую ребенок может сложить сам.
3 этап – воссоздание фигур по образцам силуэтного характера. В случае затруднения можно «примерить к образцу 1-2 детали – это поможет увидеть расположение остальных. Если все же находится картинка, которую без наложения совсем не собрать – пусть она первый раз будет собрана наложением, а в следующий раз – самостоятельно, отдельно от схемы. Особое внимание уделите точному соответствию собранной картинки схеме В наборах есть картинки на развитие глазомера, точности восприятия (например, в игре
«Абрис» - рыба, паровоз, машина, пингвин, храм).
4 этап –
-стимулировать попытки ребенка изменить, усовершенствовать, перестроить уже готовое силуэтное изображение, добиваясь наибольшей выразительности, полного сходства с реальным предметом
-составление изображений по собственному замыслу (сначала из неполного комплекта, затем с обязательным использованием всех элементов набора; объединение наборов, изготовление своих схем к игре.
Следует стимулировать и поощрять придумывание интересных замыслов. Дети обводят свои картинки, схемы подписываются и прикладываются дополнительно к схемам, предложенным в игре.