ЕЛЕНА ТОРМЫШОВА
Консультация «Решение задач технологии ТРИЗ — РТВ через графические изображения»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Решение задач технологии ТРИЗ – РТВ
через графические изображения на листе бумаги в клеточку»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Решение задач технологии ТРИЗ – РТВ через графические узоры на листе бумаги в клеточку.
Задачи : совершенствование восприятия; умение выполнять сложные многоступенчатые конструкции; развитие памяти, зрительного и слухового внимания, творческого воображения; мелкой моторики рук.
Пробуждение фантазии детей.
Этапы:
Публикация «Консультация „Решение задач технологии ТРИЗ — РТВ через графические изображения“» размещена в разделах
1этап «Формирование зрительно – двигательной координации»
Дидактические игры:
«Обезьянки»
«Лабиринт»
Педагог предлагает распутать тот или иной ход в лабиринте кому – либо
из детей по желанию.
Ребенок проводит указкой по линии, называя направление движения до самого конца лабиринта.
Дети, вместе с воспитателем контролируют его действия.
2 этап «Знакомство с клеточкой и направлениями»
Подготовительная работа на уяснение разлиновки тетради.
Дидактические игры:
«Муха»
Муха может ходить вверх, вниз, вправо, влево, каждый раз перемещаясь на одну клетку в указанном направлении.
Дети по очереди говорят, куда должна перейти муха.
Проигрывает тот, у кого муха выходит за пределы игрового поля.
Размер игрового поля 3 на 3.
«Паучок»
Паучок передвигается только по линиям паутины (то есть наискосок вправо вверх, вправо вниз, влево вверх, влево вниз) каждый раз на одну клетку.
Ведущий указкой отмечает то место, где оказывается паучок после очередного перемещения.
Паучок должен дойти до мухи и поймать её. Дети поочередно называют направление, в котором должен переместиться паучок.
Продолжительность игры - до поимки трех мух. Паучок каждый раз остается там, где поймал муху. В какое место на паутине опускается следующая муха, определяется ведущим.
Размер игрового поля 4 на 4.
3 этап «Графические узоры»
Рисование под диктовку узоров, проводя линии в предложенном направлении на определенное количество клеток, заканчивая работу самостоятельно с учетом закономерностей узора.
4 этап «Графические изображения в четырех направлениях»
Проведение линий под диктовку в направлениях: влево, вправо, вверх, вниз.
5 этап «Графические изображения в восьми направлениях»
К четырем направлениям добавляются еще четыре: влево вверх наискосок, вправо вверх наискосок, влево вниз наискосок, вправо вниз наискосок.
В результате появляется графическое изображение предмета.
Правила проведения:
1. Работа начинается от точки, поставленной педагогом.
2. Проверка работы и исправление ошибок проводится немедленно.
3. Если дети затрудняются в узнавании изображения, то можно предложить отгадать загадку или прочитать стихотворение
4. От простого к сложному: сначала изображение состоит только из прямых линий, затем добавляются линии по диагонали.
5. Предложить детям дорисовать недостающие дополнительные детали
и окружающую среду, раскрасить.
6. Самостоятельная работа детей в блоке СД и дома с использованием альбомов «Графические изображения» с различной степенью сложности
7. Придумывание фантазийных изображений.
Соблюдение правил позволяет создать ситуацию успеха и сохранить мотивацию к выполнению графических диктантов и придумыванию графических фантазий в будущем.
Применение:
• НОД ФЭМП
• Коррекционные часы (по лексическим темам)
• БСД (блок совместной деятельности)
• СД (самостоятельная деятельность)
• Работа с родителями (мастер-классы, папка передвижка, консультации, буклеты, альбомы «Графические узоры»)