Марина Гуторина
Консультация «Речевые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Игры на активизацию словаря
Публикация «Консультация „Речевые игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
1.«Животные и детеныши»
Цель: развивать навыки словообразования (кошка-котенок, корова-теленок и т. д.)
2. «Кто где живет?»
Цель: закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в» (собака живет в будке, белка – в дупле и т. д.)
3. «Чей, чья, чьё?»
Цель: образование притяжательных прилагательных (хвост волка – волчий, уши кошки – кошачьи и т. д.)
4. «Отгадай, что это»
Цель: отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт).
5. «Один - много»
Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных от единственного числа (стол-столы, ложка-много ложек, кофта-5 кофт и т. д.)
6. «Назови лишнее»
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников. Разви-тие словарного запаса у детей (ложка, стул, кастрюля, супница; брюки, куртка, са-поги, платье и т. д.)
7. «Сколько звуков в слове»
Цель: определение количества звуков в слове и их последовательности.
Например, сколько звуков в слове «сова»? Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый?
8. «Придумай слова»
Цель: придумывание слов с определенным количеством звуков.
Например, придумай слово, состоящее из двух, трех, четырех слогов.
9. «Узнай словечко»
Цель: узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков.
Например, какое слово получится из этих звуков: к-у-к-л-а.
10. «Скажи наоборот»
Цель: подбор антонимов.
Например, большой – маленький, короткий -, сладкий -, мягкий - …
11. «Назови ласково»
Цель: словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например, петух - петушок, утка - уточка, гусь - гусёнок. курица – курочка…
12. «Подбери признак»
Цель: подбор прилагательного.
Например, куртка (какая) - красная, теплая. Сапоги (какие) - коричневые., Шарф (какой) -., Пальто (какое) -.
13. «Из чего какой?»
Цель: образование прилагательных от существительных.
Например, колесо от резины -, кабина из железа -, руль из пластмассы -, сиденье из кожи -, кузов из дерева -, рельсы из железа -, окно из стекла - ….
14. «Пересчитай»
Цель: согласование числительных с существительными.
Например, первый заяц, второй заяц, пятый заяц. Один заяц, два зайца, пять зайцев.
15. «Кто что делает»
Цель: подбор действий к существительным.
Например, повар - варит, портниха -.
16. «Кто или что может это делать?»
Цель: подбор предметов на названное действие
Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Можно подбирать слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает…
17. Игра «Что для чего»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец — в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице,
соус — в соуснице и т. д.
18. «Угощаю»
Ход игры — Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
19. «Подружи слова»
Например, листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос.