Юлия Зайцева
Консультация «Речь и физическое и психическое развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль речи для физического и психического развития детей невозможно переоценить, так как речевая функция оказывает ведущее влияние на их эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие. При этом роль речи в формировании личности дошкольника и его сознания, а также в его обучении труду и физическим упражнениям возрастает. С помощью речи формируется и выражается мысль, посредством речи производится обучение и воспитание детей. По мере роста и развития у детей увеличивается способность отражения объективной действительности в понятиях, отвлечениях и обобщениях, в законах природы и общества.
Публикация «Консультация „Речь и физическое и психическое развитие детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Человек развивается в течение всей своей жизни, но особенно интенсивные изменения происходят в детском возрасте. Развитие растущего организма подчиняется определенным закономерностям, присущим различным возрастным периодам.
У детей до 7 лет условно различают три возрастных периода, отличающихся особенностями развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом: период грудного возраста — от рождения до 1 года, период раннего возраста — от 1 года до 3 лет и период дошкольного возраста — от 3 до 7 лет. Для каждого возрастного периода характерны свои особенности анатомического строения, физиологических функций и обмена веществ.
Особенно заметно развитие интеллектуальных способностей ребенка. У него значительно обогащается запас представлений, расширяется осознанное отношение к окружающей действительности, быстро развивается речь, возникает потребность к общению с другими детьми. К трем годам малыш начинает употреблять сложные предложения, знает и называет четыре основных цвета, приобретает необходимые гигиенические навыки. В общении со сверстниками у него появляются элементы ролевой игры.
Наблюдается более медленный темп роста ребенка. За 1 год рост увеличивается в среднем на 5—8 см, масса тела — примерно на 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6—7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины тела. У доношенного новорожденного эта точка находится почти на пупке, у ребенка 6 лет — на середине между пупком и симфизом (лобком, у взрослого — на лобке.
Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступенькам, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.
В этом возрасте повышается способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии, процессы отрицательной индукции в коре головного мозга несколько усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.
Дети 3—5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, поэтому им свойственны физиологические недостатки звукопроизношения (неправильное произношение шипящих, свистящих звуков, а также звуков ри л). При правильном обучении звуковой культуре речи эти нарушения с возрастом обычно проходят.
Непосредственным отражением функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) является поведение ребенка, определяемое многими параметрами. Большинство детей дошкольного возраста (77—84 %) не имеет отклонений в поведении. Возникающие отклонения: нарушение дневного или ночного сна, недостаточная двигательная активность, снижение аппетита вплоть до анорексии, появление неадекватных реакций (плаксивость, повышенная раздражительность, драчливость, быстрая утомляемость и большая отвлекаемость во время занятий, неустойчивое, часто пониженное, подавленное настроение — свидетельствуют о функциональных нарушениях ЦНС.
Такие явления могут наблюдаться во время адаптации к дошкольному учреждению, в период реконвалесценции после острых заболеваний. Отклонения в поведении нередко сочетаются и с другими функциональными нарушениями в состоянии организма, такими, как частые острые заболевания, аллергическая предрасположенность, снижение уровня гемоглобина до нижней границы нормы, гипотрофия или ожирение, аномалии рефракции и др. Скарлатина, ангина создают предпосылку к возникновению у детей ревматоидных заболеваний.
Кожа человека выполняет ряд важных функций, и в первую очередь — защитную, она участвует в выделении из организма воды, солей, некоторых продуктов обмена, а также в теплообмене организма.
Площадь кожного покрова у детей значительно больше, чем у взрослых, что определяет более высокий уровень обменных процессов у детей и более быстрое, чем у взрослых, охлаждение и перегревание. К 3—4 годам жизни ребенка кожный покров хотя и утолщается, но по-прежнему остается легкоранимым и нежным. Только к 6—7 годам кожа становится более грубой. В этом возрасте она больше подвергается загрязнению с одной стороны, в силу того, что возрастает игровая и трудовая деятельность детей, а с другой — с возрастом увеличиваются отделения сальных желез, которые задерживают оседающую на коже пыль. Поэтому необходимо часто (несколько раз в день) мыть руки, открытые поверхности тела и все тело, а также своевременно менять постельное и нательное белье.
У детей старше одного года значительно совершенствуются органы пищеварения. К двум годам ребенок имеет уже 20 зубов и может хорошо пережевывать пищу. Объем желудка у 2—3-летних детей увеличивается до 350— 400 мл. Увеличивается переваривающая способность желудочно-кишечного тракта. Все это позволяет вводить в рацион ребенка более разнообразные по ассортименту продукты. Нормальная работа желудочно-кишечного тракта имеет огромное значение для развития ребенка. В возрасте 5—7 лет процессы пищеварения улучшаются, реже наблюдаются расстройства кишечника. Однако восприимчивость ребенка раннего возраста к различным нарушениям пищевого режима остается еще высокой.