Кузьмина
Консультация «Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие сохранных анализаторов дошкольников с нарушением зрения как важная предпосылка успешного обучения в школе».
К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, а также специальные рецепторы, расположенные во внутренних органах и мышцах. Известно, что у детей с нарушениями зрения часто проявляется дефицит представлений об окружающем мире, отсутствие умений использования сохранных анализаторов. Для успешного обучения в школе педагогам специальных учреждений необходимо научить детей с нарушением зрения в полной мере использовать сохранные анализаторы. Понятно, что в условиях нарушения зрения восприятие детьми окружающего мира протекает на суженной сенсорной основе и может страдать уменьшением объема, замедленностью темпа, сниженной точностью. Почти у всех детей страдающих косоглазием и амблиопией проявляются особенности в формировании зрительных образов. Дошкольники с косоглазием и амблиопией составляют особую группу детей с нарушением зрения, которые - в зависимости от состояния зрительных функций и этапа лечения - могут быть отнесены либо к категории слабовидящих (окклюзия, либо к категории - дети с пониженным зрением. Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. Это вызывает трудности в овладении навыками пространственной ориентировки в процессе передвижения, ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей во всех сферах деятельности. Проведение специальных игр и упражнений для активизации сохранных анализаторов поможет детям успешно осваивать окружающее пространство. Учитывая особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения, необходимо развивать пространственно-различительную деятельность всех сохранных анализаторов для того, чтобы компенсировать нарушения зрительного анализатора. Развитие ребёнка дошкольного возраста связано с образованием связей между пространственно-различительной деятельностью различных анализаторов, особенно зрительного, тактильного, кинестетического и статико-динамического (вестибулярного). Благодаря игровой деятельности ребёнок практически осваивает пространство и предметную действительность, а вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства.
Публикация «Консультация „Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Недостатки зрительного восприятия могут быть компенсированы при условии включения в процесс развития восприятия не только ослабленного зрения, но и других анализаторов – осязания, слуха, обоняния. Компенсация – замещение, восполнение утраченных функций, а в нашем случае – восполнение недостающей зрительной функции происходит за счет активизации сохранных анализаторов. Какие это анализаторы? - Тактильно-двигательный; слуховой; обонятельный; вкусовой.
К 3 годам жизни у ребенка складывается системный механизм простран-ственной ориентировки, включающий определенные взаимосвязи зрения, кинестезии и статико-динамических ощущений (равновесия и ускорения). В этих взаимосвязях видоизменяется и приобретает качественно новый характер функция каждого из анализаторов. В благоприятных условиях дошкольного образования, побуждающего детей к активности, интересу к окружающему миру, вырабатывается произвольное внимание высокого качества, способное компенсировать недостаток зрения тренингом анализаторов слуха и осязания, снижая минимальные пороги их чувствительности. Следует помнить, что у детей с нарушенным зрением зрительные образы искажены и фрагментарны. В этой связи адекватным дистантным анализатором остается только слуховой. Компенсация восприятия дистантных сигналов с помощью слуха вырабатывает более тонкую дифференцировку звуков. Для развития слухового восприятия педагогам нужно широко использовать различные технические средства. Важную роль в развитии представлений о звучащем мире нужно отвести фонотеке, где были бы представлены образцы, эталоны звуков, а также звуки реального мира, речевой материал, записи литературных произведений и музыки. Поэтому можно рекомендовать иметь фонотеку и чаще предлагать детям послушать те или иные звуки природы, а также шум улицы, музыкальные сказки.
А вот такие важные характеристики восприятия объектов в пространстве, как форма, величина, протяженность, удаленность, взаиморасположенность, исследуются с помощью контактного осязания, обоняния, когда информация поступает не целостно, многообразно и быстро, а последовательно частями, медленно.
Осязание даёт ребёнку дополнительную информацию о структуре предмета, его поверхности, прочности и т. п. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Руки детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией не научены в должной степени «помогать» глазам, которые плохо видят. Для развития осязания можно предложить следующие игры, направленные на развитие тактильных ощущений:
Игра: «Волшебный коробок».
Цель:- учить детей различать и называть предметы на ощупь;
- закрепить выделение формы, материала предметов;
- развивать тактильные ощущения, память, внимание, мелкую моторику рук.
Ход игры. Ведущий предлагает детям ощупать двумя руками предмет, выделить на ощупь его форму, материал, отдельные детали. После этого назвать предмет и сказать, что помогло его узнать.
Коррекционно-развивающая игра: «Волшебный мешочек».
Цель: - учить детей различать и называть предметы на ощупь;
- закрепить выделение формы предмета;
- развивать тактильные ощущения, память, внимание, мелкую моторику рук.
Ход игры. Ведущий предлагает детям посмотреть на предмет, выделить его форму, отдельные детали, а затем найти в мешочке на ощупь такой же предмет. После этого назвать предмет и сказать, что помогло его узнать.
Обоняние — ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе. Обоняние и ощущение вкуса имеет предметный характер. Обонятельные ощущения могут служить ориентиром для детей в окружающем мире. Запахи имеют сигнальное значение (местоположение аптеки, магазина). Вкусовые ощущения имеют контактный характер (например, помогают определить вид продукта, его качество). На качество ощущений влияют физическое и психическое состояние человека, чувство голода, утомление. Если в 1-ый год обучения и 2-ой год обучения ставятся задачи по развитию ощущений обоняния и вкуса. То на 3-ий и 4-ый года обучения ставятся более сложные задачи:
- учить детей описывать предметы и находить их по описанию, уметь оперировать не только зрительно воспринимаемыми предметами, но и отмечать признаки, воспринимаемые обонянием и т. д. ;
- определять помещения по запаху: кухня, медицинская комната, прачечная;
- учить детей ориентироваться на участке детского сада с помощью обоняния;
- ориентироваться с помощью обоняния, (учить узнавать предметы по характерным запахам);
- учить называть окружающие предметы и материалы, их разнообразные качества (вкус, запах);
- развивать полисенсорные, бисенсорные способности детей с нарушением зрения в упражнениях типа: «Пощупай, понюхай и отгадай предмет», «Найди, откуда идет запах», «Кто как пахнет?» и т. д. ;
- развивать умения ориентироваться на улице с помощью обонятельных органов чувств; продолжать учить различать запахи в окружающем пространстве.
Для активизации обонятельного рецептора можно провести следующую игру Коррекционно-развивающая игра: «Узнай по запаху».
Цель: учить детей различать запахи и называть предметы по характерному запаху;
- развивать хеморецепцию, внимание.
Ход игры. Ведущий предлагает детям понюхать предмет, выделить его характерный запах, а затем найти по запаху в какой из предложенных коробочек находится такой же предмет. После этого назвать предмет.
Развивать пространственную ориентировку при помощи обоняния можно при помощи таких дидактических игр и упражнений: «Угадай по запаху, где мы находимся (около кухни, прачечной, медицинской комнаты)», «Мы чувствуем запах еды, там кухня» и т. д. Для того, чтобы научить различать, называть предметы, воспринимаемые на вкус проводится игра «Сладкий – Кислый». В процессе наблюдения окружающего мира педагог активизирует сохранные анализаторы, учит детей ориентироваться на участке детского сада и в ближайшем окружении, развивает ориентировку с помощью обоняния. Следует обращать внимание детей на запахи, присущие различным предметам (например: комнатным растениям, овощам, фруктам, помещениям (кабинет врача, кухня и т. д.). В процессе наблюдения за движением транспорта упражнять детей в различении распространенных транспортных средств с опорой на зрение и сохранные анализаторы (обоняние, слух). Хорошо развитое обоняние и слух помогут в дальнейшем детям ориентироваться в здании школы и по дороге в школу.
Процесс развития обоняния предусматривает подготовительный этап. Здесь мы показываем ребенку как правильно нужно нюхать предметы. Затем происходит изучение запахов. Ребенок учится концентрироваться на запахе, узнавать его, запоминать и потом называть. Для более легкого запоминания запахи можно разделить на определенные группы: запахи продуктов питания (овощи, фрукты, мясные и молочные продукты и др.); запахи приправ и специй (имбирь, кориандр, душистый перец и др.); медицинские запахи (мази, микстура и др.); запахи растений (цветы, деревья, травы и т. д.); бытовые запахи (мыло, шампунь, зубная паста и т. д.). И лишь после такой предварительной работы можно уже проводить занятия для развития обоняния и точному узнаванию запахов. В этой работе помогут такие игры как: «Угадай по запаху», «Где пахнет?», «Съедобное — несъедобное» и другие. Например, можно предложить для работы следующие игровые упражнения:
Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты. Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т. д.). Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
Игровое упражнение «Поможем обезьянке».
Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное. Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, зубная паста. Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.
Игровое упражнение «Что приготовил повар на обед?»
Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.
Цель: развитие обоняния, вкуса. Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т. д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.
Игра «Определи предмет по запаху».
Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали в руках. «Вспомни, как они пахнут» Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.
Дополнительным и немаловажным моментом при ознакомлении детей с нарушением зрения с окружающим миром является познание ими обонятельных и вкусовых признаков предметов и явлений. С помощью обоняния воспринимаются самые разнообразные запахи, которые дополняют образы предметов и затем используются для различного образа умозаключений. Вкусовые представления детей формируются с возрастом, дети должны знать о существовании самостоятельных четырех видов вкусовых веществ: горький, кислый, сладкий и соленый.
Дидактические игры на развитие ощущений вкуса:
«Найди соленое, кислое, сладкое, горькое», «Угадай по выражению лица, что съел ребенок», «Разложи предметы на группы».
В подготовительной группе мы подготавливаем детей к успешному обучению в школе. Для этого внимание ребенка направляется на то, каким образом пользоваться своим обонянием в жизни, как его использовать в различных областях своей деятельности: познавательной, игровой, бытовой, пространственной и социальной ориентировке.
Давайте подробнее остановимся на развитии слухового анализатора. Прислушайтесь к окружающей среде. Что вы слышите?. Звук, который мы улавливаем, может быть тихим, как легкое падение слегка слышимых дождевых капель. Или громким, как гудок проезжающего автомобиля. Звуки окружают нас повсюду, а расслышать их позволяют уши, которые воспринимают звуки, обрабатывают их и направляют сигналы в мозг. Игры на распознавание разных звуков: «Потрясём, постучим, похлопаем». Ребёнок закрывает глаза и старается распознать звуки, которые слышит. Взрослый может произвести следующие действия: – похлопать в ладоши; – постучать по столу карандашом или ручкой; – поменять бумагу или фольгу; – топнуть по полу; – потрясти монетами; – позвонить ключами и т. д. «Узнай музыкальный инструмент по звуку» (барабан, металлофон, дудочка, бубен, гармошка и т. д.). Определить, громкий был звук или слабый. «Кто позвал?» Узнать по голосу человека, позвавшего по имени ребёнка, который стоит в середине круга. «Звуки времён года». Каждое из времён года представляет широкие возможности для знакомства с различными звуками. - Зимой можно услышать: тихое падение снежинок; потрескивание льдинок на ветвях деревьев; хруст снега под ногами во время ходьбы. Весна радует нас: чириканьем птиц; бурлением потоков в реках и ручьях. Лето дарит нам такие звуки, как: стрекотание сверчков и других шумливых насекомых; плеск воды в бассейне или фонтане. Попросите ребёнка послушать: гудки от проезжающих автомобилей; тихий шум дождя; раскаты грома; колебания воздуха; шёпот; спокойную музыку. Восприятие ритма – отражение равномерного чередования звуков, их размеренности при воздействии на слуховой анализатор. Игры на развитие чувства ритма: «Чувствуем ритм». Прочитать любое знакомое четверостишие, отбивая ритм (хлопки в ладоши, стук ногой по полу, стук карандашом). Нужное движение ребёнок должен повторить. При повторном чтении ритм звуков изменить. «Повтори». Взрослый называет знакомые слова в определённой ритмической последовательности. Ребёнок должен повторить. Например, гриб, грибок, ёлка, ёлочка и т. д. «Продолжи ритмический рисунок звуков». Взрослый издаёт на любом музыкальном инструменте звуки в определённой последовательности. Ребёнок должен повторить. Например, удары в бубен:1 удар (пауза, 2 удара (пауза, 3 удара (пауза). Восприятие темпа - это отражение скорости звуков, с которой они сменяют друг друга, совершающиеся во время процесса воздействия на орган слуха.
Игры на развитие темпа. «Прислушиваемся к воде». Взрослый за ширмой переливает воду из одной ёмкости в другую с разной скоростью, Ребёнок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит капание капель воды, т. е., когда вода переливается с меньшей скоростью. «Быстро - медленно». По команде взрослого ребёнок совершает разные по скорости действия: хлопки в ладоши, стук по столу, удары музыкальных инструментов т. д.
Для успешного обучения в школе важна и ориентировка в пространстве. Это сложный вид деятельности, включающий в себя синтез двигательных, зрительных, осязательных, слуховых ощущений, дающих возможность оценки расстояния, направления.
Игры на развитие ориентировки в пространстве.
«Откуда звук?». Ребёнок с закрытыми глазами слушает. Взрослый производит какой-то звук (звон колокольчика или другого музыкального инструмента, топанье ногами или хлопанье в ладоши, хлопанье дверью или шуршание бумаги т. д.). Ребёнок должен определить откуда исходит звук (из передней или задней части комнаты, сверху или снизу, справа или слева, исходит ли звук из одного места или перемещается).
«Найди игрушку».
Ребёнок идёт искать музыкальную игрушку (спрятанную) от исходной точки. После того, как он её найдёт, должен назвать направление своего пути и месторасположение найденного предмета.
Чтобы заинтересовать детей при развитии слухового восприятия, им можно рассказать и о некоторых интересных фактах об ушах, звуках и слухе:
1. Горбатые киты общаются с помощью высокой частоты и вызовов, которые похожи на песню. Кит может услышать песню другого кита, находящегося от него в нескольких километрах.
2. Домашняя собака может быть натренирована реагировать на различные звуки: сирену пожарной тревоги, телефонный звонок, стук или звонок в дверь, сигнал таймера духовки и охранной сигнализации, какое-либо имя и плач ребенка.
3. Сверчки слушают лапками; звуковые волны вызывают вибрацию тонких мембран на их передних лапках.
4. Люди, страдающие нарушениями слуха – как дети, так и взрослые, - носят слуховые аппараты, закрепляемые внутри или снаружи уха.
Способность внимательно слушать и понимать звуки не возникает сама по себе, ее нужно развивать, что в большей степени поможет детям с нарушением зрения в познании окружающего мира.
В заключение хочется подчеркнуть, что только планомерное полисенсорное (с опорой на сохранные анализаторы) воспитание детей с амблиопией и косоглазием расширяет возможности в познании окружающего мира и является важной предпосылкой успешного обучения детей с нарушением зрения в школе.
Литература:
1. Развитие сохранных анализаторов у детей младшего школьного возраста с умеренными и тяжелыми нарушениями зрения, Петрыкина А. С.
2. «Детские игры на развитие восприятия и ощущений». Дж. Силберг; пер. с анг. В. В. Гуринович. - Минск, 2008г.