Елена Кривощекова
Консультация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников осуществляется во всех видах деятельности, однако доминирующее значение имеют специальные речевые занятия.
НОД по развитию речи проводятся один раз в неделю (в год всего 36 занятий продолжительностью 30 минут каждое. Последнее занятие каждого квартала включает все аспекты речевой работы и может выступать в качестве контрольного, показывающего достижения детей. В конце учебного года воспитатель выявляет эти достижения на заключительном занятии, а также с помощью аналогичных заданий, которые дети выполняют вне НОД (индивидуально или группами из двух – четырёх человек).
Публикация «Консультация „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
В зависимости от уровня речевого развития детей воспитатель может изменять удельный вес тех или иных заданий и упражнений. Так, если многие дети нечётко произносят определённые группы звуков (шипящие звуки, [р], [л] и др., воспитатель увеличивает объём работы над этими звуками, сокращая задания, выполняемые детьми успешно (например, на дифференциацию глухих и звонких согласных, регуляцию громкости голоса). Если дети достаточно владеют навыками пересказа, воспитатель даёт больше заданий на составление рассказа по картине и творческое рассказывание. При этом, однако, необходимо сохранять предложенную в конспектах общую структуру занятий.
Воспитание звуковой культуры речи
Воспитание звуковой культуры речи в данной группе направлено прежде всего на совершенствование произносительной стороны речи : закрепление навыков правильного и чёткого произношения звуков (особенно свистящих и шипящих, а также [р] - [р’], [л] - [л’], выработку отчётливого, внятного произношения слов и фраз, правильного использования интонационных средств выразительности.
В процессе общения на занятии воспитатель даёт образец литературного произношения слов, предупреждает и исправляет ошибки, обращает внимание на правильность ударения в словах. С детьми, которые постоянно допускают орфоэпические ошибки, проводятся специальные упражнения вне НОД, во время игр, на прогулке.
В первом квартале работа по воспитанию звуковой культуры речи включает :
1) совершенствование произношения групп свистящих и шипящих звуков;
2) упражнения на дифференциацию звуков: [с] - [ш], [з] - [ж], [ц] - [ч’] на слух и в произношении;
3) упражнения на правильное использование интонационных средств.
Совершенствование звукопроизношения, чёткой дикции осуществляется путём заданий на проговаривание отдельных слов, фраз, скороговорок, насыщенных свистящими и шипящими звуками.
На совершенствование фонетического слуха воспитатель предлагает детям следующие задания:
1) определить на слух наличие заданного звука;
2) выделить из группы слов только те, в которых есть заданный звук;
3) подобрать слова, начинающиеся со звуков [с] - [ш], [з] - [ж], [ц] - [ч’] или включающие их;
4) выделить слова с этими звуками из фраз;
5) произвести отбор картинок, изображающих предметы, в названиях которых есть данные пары звуков.
Для формирования интонационной стороны речи воспитатель предлагает произносить скороговорки, чистоговорки, потешки, (насыщенные свистящими и шипящими звуками) с различной громкостью, в различном темпе; упражняет в правильном использовании вопросительной и утвердительной интонации.
Во втором квартале воспитатель использует игры и упражнения на дифференциацию звонких и глухих согласных: [с] - [з], [г] - [к] и другие, на выработку чёткого и правильного произношения этих звуков. Дети проговаривают определённые слова, фразы, скороговорки с данными звуками, упражняются в различении их на слух; выполняют задания на подбор слов, включающих звонкие и глухие согласные, предметов, в названиях которых есть данные звуки, и т. п.
Дошкольникам даются задания на использование вопросительной, восклицательной и утвердительной интонаций, выделение голосом отдельных слов во фразах.
В третьем квартале воспитатель проводит НОД по дифференциации звуков [л] - [р], твёрдых и мягких согласных [д] - [д’], [р] - [р’] и других. Детям предлагают произносить скороговорки, насыщенные этими звуками. Дифференциация на слух звуков [р] - [л], твёрдых и мягких согласных осуществляется путём подбора слов на заданные звуки, составления фраз.
В начале и конце учебного года воспитатель проводит (индивидуально) частичную проверку звукопроизношения у детей : выявляет правильность произношения свистящих, и шипящих звуков, а также звуков [л] - [л’], [р] - [р’]. Такие недостатки звукопроизношения наиболее часты у детей этого возраста.
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, воспитатель проводит дополнительные индивидуальные (или групповые) занятия. Дети с серьёзными речевыми нарушениями отправляются на консультацию к специалисту – логопеду.
Словарная работа
Особенность программы словарной работы заключается в том, что она, по существу, связана со всеми видами деятельности ребёнка. Большое значение для развития словаря приобретают на этом этапе занятия по ознакомлению с окружающим миром, природой, различного рода экскурсии, где дети усваивают новые знания, уточняют полученные ранее представления, где они овладевают умением точно называть явления, предметы, их качества и свойства, действия.
Эти занятия имеют следующие основные направления:
1) уточнение понимания смысла известных детям слов;
2) расширение запаса синонимов и антонимов;
3) активизация употребления слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные
и глаголы, формирование умения правильно сочетать слова во фразах по смыслу.
В подготовительной группе наряду с наглядными методами большой удельный вес имеют методы, опирающиеся на словесные объяснения. Ставя перед детьми те или иные вопросы, воспитатель не просто добивается воспроизведения знаний, а учит обобщать, выделять главное, рассуждать. Вопросы типа: «Можно ли так сказать?» и другие воспитывают у ребёнка внимание, интерес к слову, потребность в правильном его использовании.
Наибольшую трудность на первых порах могут представлять задания на подбор синонимов и антонимов, тогда воспитатель сам называет нужные слова, а в дальнейшем их называют дети самостоятельно.
Время, которое отводится на словарную работу на занятиях, недостаточно для практического усвоения языка, поэтому надо шире использовать моменты повседневной жизни.
На последних занятиях учебного года воспитатель выявляет уровень достижений детей. Тем, чьи умения воспитатель не смог выявить на НОД, аналогичные задания даются индивидуально вне занятий.
В старшем дошкольном возрасте ещё имеют место существенные индивидуальные различия в речевом развитии. Перед занятием воспитатель может провести индивидуальную работу с несколькими детьми, подготовив их к восприятию нового материала. Таким образом можно заранее готовить слабых детей, чтобы они чувствовали себя увереннее.
На занятии воспитатель должен строго придерживаться формы вопросов, предлагаемой в конспектах. Даже незначительное изменение может привести к изменению смысла задания. Например, давая упражнение на образование форм родительного падежа множественного числа существительных, детей спрашивают, чего не хватает Тане, чтобы пойти на прогулку. Если спросить, что ещё нужно Тане, чтобы пойти гулять, смысл задания изменится, поскольку данный вопрос уже требует ответа в форме именительного падежа множественного числа).
В конспектах предусмотрены и такие вопросы, на которые большинство детей самостоятельно ответить не смогут. Подобные вопросы ставят для того, чтобы активизировать мыслительную деятельность ребёнка. Примером может служить следующий вопрос: «Каждое время года мальчику казалось веселее предыдущего. А как об этом можно сказать по – другому?»
Дошкольники шести лет, как правило, не употребляют в речи аналитические формы степеней сравнения прилагательных (более весёлый, более стройный и т. п.). Им легче подобрать лексические синонимы: «радостнее», «интереснее», вместо ожидаемого более весёлый. Необходимо выслушать все ответы детей, похвалить за то, что вспомнили много слов, а потом сказать, что про то же самое можно было бы ответить по - другому: «Веселее – более весёлый».
На речевых занятиях необходимо дифференцированно подходить к исправлению ошибок как при прохождении нового материала, так и при закреплении знаний и умений, полученных ранее.
Воспитатель должен всячески поддерживать активность детей. В случае ошибки, например, если ребёнок придумал кличку «Длинноушка», необходимо похвалить его за находчивость, но отметить, что такого слова в русском языке нет, хотя, наверное, оно и могло бы быть. Зато есть слово с таким же значением, но звучащее по – другому – Ушастик. Чтобы у детей из – за бесконечных поправок не пропадало желание упражняться в словообразовании, целесообразно давать им возможность высказывать свои сомнения, задавать вопросы. Иногда можно и вообще не фиксировать внимание на ошибке. Например, ребёнок образовал слово «большеглазный». Воспитатель отмечает: «Правильно, большеглазый. Давай скажем вместе: большеглазый».
Отношение воспитателя должно быть несколько иным, если дети допускают ошибки по пройденному материалу. Здесь уже можно иногда сделать замечание: «Ты не следишь за своей речью. Мы уже знаем, как сказать правильно».
Формирование грамматического строя речи
Детям на занятиях сообщаются некоторые грамматические правила: слова пальто, кофе, какао, пианино не изменяются; одевают кого – то, надевают – что – то; одеть – Зину, Ваню, куклу, надеть - шапку, ботинки и т. п. Подобные правила касаются норм литературной речи, их детям необходимо знать и использовать при исправлении собственных ошибок.
Воспитание у ребёнка чуткости к грамматическим формам, критического отношения к речи является главной задачей. Воспитатель должен вооружить детей средствами самоконтроля. Этому служат задания на самопроверку. Средствами самоконтроля может быть составление словосочетания, повторение целого предложения вслух для проверки верно переданного смысла в предложении. Так, подбирая существительное к прилагательному большое, ребёнок называет слово ваза. При повторении словосочетания по просьбе воспитателя «большое ваза», ребёнок находит свою ошибку и исправляет её.
Большое значение при руководстве детьми на занятиях имеют наводящие вопросы, которые не всегда предусмотрены в конспектах. Наводящие вопросы должны способствовать активизации прошлого опыта детей, обеспечивать опору на него при решении новых задач. Например, при подборе родственных (однокоренных) слов к слову лес, наводящие вопросы могут быть следующими: каким словом можно назвать маленький, молодой лес? Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? И т. п. В дальнейшем наводящие вопросы могут быть излишними.
Приёмы исправления грамматических ошибок.
Воспитатель постоянно должен прислушиваться к речи детей, исправлять грамматические ошибки. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово. Указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребёнку произнести слово правильно. Можно повторить правильно слово со всей группой.
Если ошибка является распространённой и встречается у многих детей, необходимо провести с ними специальные упражнения в утренние часы или после дневного сна.
Важно, чтобы дети под руководством воспитателя учились слышать грамматические ошибки и самостоятельно исправлять их.
В тех случаях, когда ребёнок ошибся в материале, хорошо проработанном и закреплённом, неверная форма может быть дана для сравнения с правильной.
Если разговор взрослого с ребёнком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно исправлять ошибки. Предпочтительнее «отсроченное исправление».
К исправлению ошибок можно привлекать детей с правильной речью. Однако делать это следует осторожно, чтобы не задевать самолюбия детей.
Если ребёнок застенчив и малоактивен, исправление ошибки возможно без фиксированного внимания на ней.
В целях предупреждения ошибок необходимо для любого занятия предусматривать употребление разных форм одного и того же слова, чтобы дети, усваивая новые слова, сразу же учились правильно изменять их.
Очень важно пробудить у дошкольников стремление говорить правильно, интерес к литературным нормам языка. Поэтому надо всячески поощрять вопросы детей по поводу того, как правильно говорить, грамотно ли употреблена форма. Детей старшего дошкольного возраста уже можно подводить к сознательному выбору верной формы из нескольких вариантов. Очень важно, чтобы эти варианты они замечали сами, интересовались, употребление какой формы правильно.
В конце учебного года воспитатель индивидуально спрашивает детей, давая задания, аналогичные тем, которые они выполняли на занятиях. («Дополни предложение»; «Подбери родственное слово»; «Кто у кого?»; «Чего не хватает?»; «Отгадай загадки» и другие).
При ознакомлении с окружающим миром необходимо привлекать их внимание к названиям предметов, объектов, людей. Пояснять, откуда возникло то или иное название («Строители – строят»; «Учитель – учит детей»).
Важно учитывать в словарной работе задачи формирования грамматической правильности речи : знакомить детей с наименованиями таким образом, чтобы сразу показать трудные формы изменения слова (пяльцы, пялец).
В беседах с детьми задавать вопросы, требующие ответа сложным предложением (почему? зачем? когда? как? и др.).
Целесообразно давать детям поручения, требующие ориентировки в пространстве, понимания пространственных отношений, обозначаемых предлогами и наречиями, без опоры на наглядность.
Во время прогулок, экскурсий важно обращать внимание детей на явления, которые обозначаются однокоренными словами (снег, снежок, снежинка); задавать детям вопросы о том, почему так названы тот или иной предмет, качество. Воспитатель даёт пояснения, толкования слов, если дети не могут делать этого сами.
Знакомя дошкольников с новыми предметами и их названиями, следует употреблять новое слово в сочетании с личными местоимениями, прилагательными, имеющими ударное окончание («Мы с вами пьём кофе с молоком, а некоторые взрослые любят чёрный кофе»).
Развитие связной речи
В целях развития связной речи проводятся следующие виды занятий: пересказ литературного произведения (рассказ или сказка, составление рассказов по картине (игрушке) и на темы из личного опыта, творческое рассказывание.
Конечно, специальных занятий не хватает по развитию связной речи, и воспитатель должен помнить об этой проблеме и на других занятиях, особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, по подготовке к обучению грамоте.
Приобретённые детьми знания и навыки закрепляются и вне занятий в утренние и вечерние часы, на прогулке. Игры и игровые упражнения вне занятий проводят примерно один раз в неделю. Индивидуальные упражнения организуют в утренние часы.
Развитие связной речи – главный аспект обучения старших дошкольников владению родным языком. Поэтому на каждом занятии (кроме занятий, которые целиком отводятся решению какой – то одной задачи) развитие речи занимает центральное место. Вместе с тем, ведущим является комплексный подход, при котором разнообразные задачи, сочетаясь друг с другом, служат целостному развитию речи, совершенствованию всех аспектов владения языком.
Словарные задания чаще включают в беседу по литературному произведению (занятия по пересказу рассказа или сказки). Наряду с вопросами по содержанию и художественной форме литературного произведения, детям задают вопросы, побуждающие давать характеристику персонажа («Какой показана лиса в сказке? Какими вы видите медвежат?» и т. п.).
Словарные задачи ставят и на занятиях по рассказыванию (по картине или игрушке). Так, в беседу по содержанию картины включают игровые упражнения на подбор синонимов и антонимов, которые способствуют обогащению словаря, более выразительному описанию событий или явлений. Развитие речи тесно связано с формированием грамматических навыков и лексической работой, что эффективно для развития навыков построения предложений, составления связного текста.
Развитие речи тесно связано и с воспитанием звуковой культуры речи. Упражнения по ЗКР учат ребёнка чувствовать границу предложения и интонационно оформлять связное высказывание.
В работе по развитию связной речи трудно переоценить роль наглядности. В частности, рассказывание по серии сюжетных картин оказывает огромное влияние на формирование монологической речи.
Методика занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей, от конкретных задач обучения, а также от особенностей литературного текста.
В задачи воспитателя входит также учить придумывать точное название рассказу, включать в связное высказывание различные синтаксические конструкции, образные слова и выражения.
Этапы работы с детьми на НОД по обучению пересказу:
1) вводная беседа. Она настраивает детей на восприятие произведения, выявляет и уточняет их представления. Можно организовывать рассматривание художественных иллюстраций;
2) чтение литературного произведения. Выразительное чтение (или рассказывание) текста помогает детям определять своё отношение к героям и событиям;
3) беседа по содержанию и форме произведения. Первый вопрос может выявить представление о жанре произведения. С помощью вопросов воспитатель выясняет, как дети поняли содержание, что узнали нового, как представляют себе основные черты главных героев. Необходимы вопросы, помогающие детям увидеть художественное своеобразие и литературного произведения (назвать слова описания, сравнения того или иного явления, наиболее запомнившиеся слова и выражения) и вопросы по композиции (как начинается произведение, чем заканчивается, какое событие главное). Такая беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы. Этот этап не должен быть длительным (достаточно задать четыре – пять вопросов);
4) повторное чтение литературного текста. Перед чтением детям даётся установка слушать внимательно, запомнить содержание;
5) пересказ произведения детьми. Это основной этап работы. Воспитатель следит, чтобы предложения строились грамматически правильно, содержание текста излагалось последовательно и связно.
Если рассказ (сказка) небольшой по объёму, ребёнок может пересказать его целиком. Более длинное произведение целесообразно разделить на логически законченные фрагменты. (Воспитатель делает это заранее). Когда пересказ ведётся по частям, каждый рассказчик пересказывает свой отрывок. Можно предложить детям договориться самим, кто будет начинать рассказ, кто продолжать, а кто заканчивать.
При обучению пересказу используются и такие виды заданий:
а) пересказ по плану, составленному воспитателем или самими детьми;
б) пересказ по выбору (из двух – трёх знакомых детям произведений они выбирают какое – то одно);
в) пересказ в лицах (драматизация произведения).
После того как пересказы закончены, воспитатель привлекает к их оценке. Отмечается, как было передано содержание и насколько правильно и полно использованы авторские слова и выражения.
В подготовительной к школе группе используются все разновидности рассказов по картине: описательный рассказ по предметной или сюжетной картинам, повествовательный рассказ по одной картине или серии сюжетных картин.
Очень важно учить видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать, «додумывать» предыдущие и последующие события.
На этих занятиях важно развить у детей умение оценивать рассказы сверстников как по содержанию, так и по форме, замечать удачные слова и выражения, точно отражающие сюжеты картины или метко характеризующие события, предшествующие изображённому.
Одну и ту же картину можно использовать несколько раз, но с постепенным усложнением задач.
Полезно предлагать придумать название картины («Как можно назвать картину? Придумайте этой картине название»).
Следует учить детей замечать детали, фон, пейзаж, состояние погоды, давать описание природы.
Постепенно надо подвести детей к восприятию пейзажных картин.
При составлении рассказа об игрушке детям предлагается набор игрушек, и они придумывают разные сюжеты («Девочка и собачка», «Заяц и лиса»). Воспитатель напоминает, что в рассказах не должны повторяться ни персонажи, ни действия. Образец он даёт лишь в случае необходимости.
Рассказы из личного опыта (индивидуальные и коллективные) дети составляют без опоры на наглядный материал, темы рассказов могут быть самые разные: «Как мы ходили в библиотеку», «Что я видел на…», «Как мы играли зимой на участке», «Наш участок зимой и летом»).
К этому виду составления рассказов относятся и написание письма заболевшему товарищу или переписка с детьми из другого города, письма – поздравления с праздником. Воспитатель записывает за детьми то, что они расскажут, и помогает изложить содержание последовательно, интересно, грамматически правильно.
В творческих рассказах дети самостоятельно придумывают содержание, логически выстраивают его и облекают в правильную, соответствующую ему словесную форму.
Варианты творческих рассказов:
1) придумывание детьми продолжения рассказа (сказки). Воспитатель сообщает начало рассказа, завязку, а дети развивают сюжет, придумывают события, приключения героев. ( Примерная тематика рассказов: «Что случилось с Юрой», «Случай в лесу», «Приключения зайца», «День рождения ёжика»);
2) придумывание рассказа (сказки) по плану, предложенному воспитателем. План даётся в непринуждё нной разговорной форме: «Сначала расскажите, как ёжик решил отметить день рождения, кого из зверей он пригласил. Потом – что они подарили ему и как звери веселились»;
3) придумывание рассказа (сказки) на заданную тему (без плана) : «Новое платье Лены»; «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду», «Как заяц в лесу гулял», «День рождения лисы» и т. п. ;
4) придумывание рассказа (сказки) на самостоятельно избранную тему. Этот вид рассказывания можно провести под девизом «Кто интереснее придумает сказку?».
Необходимо научить оценивать сказки и рассказы друг друга по содержанию и форме (занимательность, образный язык и др.).
Последнее занятие учебного года (занятие 36) – итоговое. Выполняя сложное задание – придумать рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему, дети обнаруживают достигнутый ими уровень владения связной монологической речью. На каждом занятии воспитатель для пересказа или самостоятельного рассказывания вызывает не мене трёх детей, которые договариваются о том, кто будет начинать, продолжать и заканчивать рассказ. Времени, отведённого на занятие, недостаточно для того, чтобы спросить всех детей, поэтому часть рассказов воспитатель слушает и оценивает в утренние и вечерние часы, на прогулке (индивидуальная работа).
Характер организации образовательной деятельности на НОД, продуманный отбор программного материала позволяют осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывающий уровень речевого развития, индивидуальные особенности и потенциальные возможности каждого ребёнка.
Таким образом, правильно организованное обучение и дидактическое общение позволят детям успешно овладеть речью и коммуникативными умениями, развить творческие способности в изобразительной, музыкальной и художественно – речевой деятельности, а также будет способствовать развитию культуры общения