Получи документы

Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через детское экспериментирование»

Марина Сибирцева
Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через детское экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, в связи с этим, одна из основных задач детских садов : сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления, создание необходимых для этого условий.

Темочки:

В соответствие с государственным стандартом дошкольного образования одним из целевых ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Исследовательская деятельность предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Он настроен на познание мира, хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

На этапе подготовки экспериментирования происходитвыбор обьекта исследования: либо это опыты с растениями или с животными, либо с обьектами неживой природы или опыты,обьектом которых является человек,а также определяется тип, вид и тематика экспериментирования.

СТРУКТУРА занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте; самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте).

2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента, которые можно легко сформулировать для запоминания. Например:

4. Распределение детей на подгруппы, при необходимости в старшем дошкольном возрасте - выбор лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности в группах.

5. Наблюдение результатов экспериментирования.

6. Фиксирование результатов экспериментирования.

7. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно – в среднем и старшем дошк. возрасте).

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов,дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ, знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.

У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. Впервые начинаем проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?»«Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?»«Потому что мы его повесили на батарею».

. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. В уголках живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми (Почемучка, Звездочёт, Каркуша). Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого».

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя– моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы

Интересно наблюдать, как дети в средней группе ставят перед собой Каркушу и рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления.

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения используется, в основном, зрительная память. При фиксации же наблюдений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Мы уделяем большое внимание созданиию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

В группе оборудованы уголки экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности предметная среда постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

Объединяя все вышесказанное, можно использовать китайскую пословицу – «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Ребенком усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельностиДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через детское экспериментирование»
Опубликовано: 27 января 2020 в 23:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через детское экспериментирование»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сибирцева (УИ 1949816) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД