Марина Сибирцева
Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через детское экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, в связи с этим, одна из основных задач детских садов : сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления, создание необходимых для этого условий.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
В соответствие с государственным стандартом дошкольного образования одним из целевых ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Исследовательская деятельность предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Он настроен на познание мира, хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
На этапе подготовки экспериментирования происходитвыбор обьекта исследования: либо это опыты с растениями или с животными, либо с обьектами неживой природы или опыты,обьектом которых является человек,а также определяется тип, вид и тематика экспериментирования.
СТРУКТУРА занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте; самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте).
2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента, которые можно легко сформулировать для запоминания. Например:
4. Распределение детей на подгруппы, при необходимости в старшем дошкольном возрасте - выбор лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности в группах.
5. Наблюдение результатов экспериментирования.
6. Фиксирование результатов экспериментирования.
7. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно – в среднем и старшем дошк. возрасте).
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов,дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ, знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.
У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. Впервые начинаем проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».
. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. В уголках живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми (Почемучка, Звездочёт, Каркуша). Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого».
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя– моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы
Интересно наблюдать, как дети в средней группе ставят перед собой Каркушу и рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления.
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения используется, в основном, зрительная память. При фиксации же наблюдений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Мы уделяем большое внимание созданиию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
В группе оборудованы уголки экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности предметная среда постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
Объединяя все вышесказанное, можно использовать китайскую пословицу – «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Ребенком усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам.