Наталья Кручинкина
Консультация «Развитие детского речевого творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Развитие детского речевого творчества»
Творчество- это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое.
Л. С. Выготский.
Публикация «Консультация „Развитие детского речевого творчества“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема развития речевого творчества очень актуальна. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен глубоким опытом жизни и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания. Дошкольник в силу своей возрастной специфики- искатель.
.
Развития речь является показателем, как интеллектуальной, так и творческой одаренности. На что необходимо обращать внимание, в первую очередь!
1. Развитие интонационной выразительности речи
Попробуйте прочитать ребё нку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок. 2) Художественное слово в воспитании дошкольников
2. Художественное слово в воспитании дошкольников.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.
3. Речь и мелкая моторика рук
В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.
Предлагаю интересные упражнения для развития речи дошкольников
• Учить подбирать определения и эпитеты – ( Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные);
• Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза);
• Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает);
• Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце);
• Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья);
• Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро);
• Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);
• Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес);
• Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем);
• Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);
• Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль -радость);
• Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число,падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т. к. это является распространенной ошибкой у малышей;
• Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки, вязать… шарф;
• Составлять фразы: срубленный, бегущий, висящий, жуткий, холодный…;
• Про что можно сказать: холодный -, холодная -, холодное -…;
• Произносить предложение (“На улице идёт дождь”) по-разному: радостно (и почему, грустно (и почему, удивленно (и почему);
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Говорим по-разному
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.