Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Разнообразие развивающей предметно-пространственной среды»

Наталья Голофаева
Консультация для воспитателей «Разнообразие развивающей предметно-пространственной среды»
▼ Скачать + Заказать документы

«Чтобы подготовить человека духовно

к самостоятельной жизни,

надо ввести его в мир книг»

В. А. Сухомлинский

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками.

Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно.

Публикация «Консультация для воспитателей „Разнообразие развивающей предметно-пространственной среды“» размещена в разделах

В этой среде дошкольник развивает свои жизненные функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

В. Сухомлинский

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека.

В своей статье «Россия: национальный вопрос» президент В. В. Путин, говорит о том, что «наша нация всегда была читающей нацией», однако в последние годы уровень интереса к чтению резко упал. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры и все реже читают книги.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу.

Однако необходимо находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и родителей. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо, прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант читателя".

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды. Создание условий это самое главное условие по формированию представлений о художественной литературы у детей.

Предметная развивающая среда - это :

-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Существуют интересные формы работы с детьми по приобщению к художественной литературе.

1. Книжный уголок - это самый необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок, мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать.

Содержание книжного уголка: разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги--- хрестоматии, энциклопедии); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки "Полочки умных книг", "Читаем…сами".

Выставки. книг—(сказки Пушкина А. С,

Оформленные известным детским художником, например Чарушиным,

Разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками,

Русские народные сказки,

Сборники стихотворений о природе,

Книги с веселыми историями и т. д.

Его цель — не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой.

2. Ещё одна форма - оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.

(Составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки.)

3. Занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Л. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

4. Создание «Книжной больницы». Это поможет привить детям бережное отношение к книге. Дети подготовительных групп помогают чинить книги малышам. Можно провести занятия «Как книга к детям пришла» и «Из прошлого книги». Дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

5. Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.

6. Создание детьми книг – самоделок. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами. Можно провести презентацию этих книг.

7. Празднование именин произведения.

8. Оформление макетов по мотивам любимых сказок.

9. Посещение занятий в городской детской библиотеке.

10. Интеллектуальный марафон с детьми подготовительной группы.

Он может быть представлен как итог проекта.

11. Построение схемы-модели текста (ПО МЕТОДУ ТРИЗ)— осмысленная деятельность, которая сопровождается комментированием и осуществляется преимущественно в групповой работе. Выполнение заданий по моделированию текста вызывает интерес, создаёт проблемную ситуацию, способствует разнообразию деятельности, готовит к подробному пересказу. Появление нового персонажа всегда связано с новым этапом моделирования сюжета. В качестве условного обозначения действующего лица можно ввести геометрическую фигуру определённого цвета и размера, вырезанную из картона.

К фигуре можно присоединить какую-либо деталь, наиболее значимую в характеристике персонажа. Например, заяц, обозначенный треугольником, приобретает длинные уши; лиса — ромб дополняется пушистым хвостом и т. д. Если все герои произведения обозначаются полоской бумаги, то длина должна соотноситься с их размером (в сказке «Репка» самая длинная полоска обозначает деда, а самая короткая — мышку).

12. Театральные представления, игры – драматизации.

13. Участие в постановках мини-спектаклей.

14. Участие в пректах. Например--Проект «Удивительный мир С. Я. Маршака»

15. Литературные калейдоскопы, литературные викторины. («Волшебные сказки», «Сколько в сказках, рассказах, стихах котов и котят (лис, медведей!», «Книги любимого писателя», «Какие удивительные эти животные!», «Небывальщина да неслыхальщина», «Веселые стихи»)

16. Вечера досугов.

17. А так же специальных занятий, где можно решить многие задачи по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Задача сегодняшнего дня - приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы с помощью родителей. Ведь по ФГОС они являются полноценными участниками учебного процесса.

Систематически для родителей готовятся печатные консультации по приобщению детей к книге, а также для развития интереса к театральной деятельности. Родителей ознакомят с перечнем книг, используемых для чтения детям в соответствии с возрастом. Педагоги совместно с детьми могут организовать и провести праздник «Путешествие по страницам книг»

18. Создание семейных библиотек позволяет привлечь к работе родителей воспитанников. Многие из них приносят в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Акция «Книга из дома»

Таким образом, дети смогли увидеть очень старые экземпляры, книги-малютки и книги-великаны; альбомы, посвященные технике, моде, спорту, которые начали собирать еще их родители. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах.

19. Обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению в семье. На родительских собраниях, конференциях, письменном виде родители рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим.

20. Можно ввести традицию «Вечернее чтение детских книг»

Родители приходят во второй половине дня в группу и читают детям сказки, стихи, рассказы, иногда с сопровождением театра.

21. Смотр - конкурс "Книги своими руками"

Дети совместно с родителями изготовливают книги, проявляя при этом творчество и фантазию. Родители принимают активное участие в данной работе. При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.

Методы и приемы ознакомления с художественной литературой

Метод Приёмы

Словесный Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

Практический Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность

Наглядный Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Анализ и оценка развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС» Согласно Стандартам развивающая предметно-пространственная среда в возрастных группах строится с учётом шести принципов. 1). Насыщенность.

Консультация для воспитателей Организация предметно — пространственной среды в группах и помещениях детского сада. Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,.

Консультация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» В настоящее время, в связи с введением ФГОС, нами, педагогами ДОУ остро встает вопрос об организации ППРС согласно новым требованиям. ППРС.

Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению дошкольников ПДД» Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению дошкольников ПДД» Содержание.

Формирование развивающей предметно-пространственной средыФормирование развивающей предметно-пространственной среды .

Описание предметно-развивающей пространственной средыОписание предметно-развивающей пространственной среды Описание предметно-развивающей пространственной среды Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

Описание развивающей предметно-пространственной среды Описание развивающей предметно-пространственной среды группы изостудия «Волшебный карандаш» Якубович Н. И. Приходя в детский сад, пройдя.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Одним из важнейших условий воспитательно-образовательной работы в детском учреждении является правильная организация предметно-развивающей.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды в ДОО Полифункциональность предметно-развивающей среды предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Разнообразие развивающей предметно-пространственной среды»
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 17:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Разнообразие развивающей предметно-пространственной среды»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Голофаева (УИ 245391) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД