Наталья Голофаева
Консультация для воспитателей «Разнообразие развивающей предметно-пространственной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы подготовить человека духовно
к самостоятельной жизни,
надо ввести его в мир книг»
В. А. Сухомлинский
Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками.
Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно.
Публикация «Консультация для воспитателей „Разнообразие развивающей предметно-пространственной среды“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В этой среде дошкольник развивает свои жизненные функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
В. Сухомлинский
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека.
В своей статье «Россия: национальный вопрос» президент В. В. Путин, говорит о том, что «наша нация всегда была читающей нацией», однако в последние годы уровень интереса к чтению резко упал. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры и все реже читают книги.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу.
Однако необходимо находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и родителей. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо, прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант читателя".
Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды. Создание условий это самое главное условие по формированию представлений о художественной литературы у детей.
Предметная развивающая среда - это :
-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Существуют интересные формы работы с детьми по приобщению к художественной литературе.
1. Книжный уголок - это самый необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок, мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать.
Содержание книжного уголка: разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги--- хрестоматии, энциклопедии); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки "Полочки умных книг", "Читаем…сами".
Выставки. книг—(сказки Пушкина А. С,
Оформленные известным детским художником, например Чарушиным,
Разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками,
Русские народные сказки,
Сборники стихотворений о природе,
Книги с веселыми историями и т. д.
Его цель — не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой.
2. Ещё одна форма - оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
(Составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки.)
3. Занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Л. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.
4. Создание «Книжной больницы». Это поможет привить детям бережное отношение к книге. Дети подготовительных групп помогают чинить книги малышам. Можно провести занятия «Как книга к детям пришла» и «Из прошлого книги». Дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
5. Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
6. Создание детьми книг – самоделок. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами. Можно провести презентацию этих книг.
7. Празднование именин произведения.
8. Оформление макетов по мотивам любимых сказок.
9. Посещение занятий в городской детской библиотеке.
10. Интеллектуальный марафон с детьми подготовительной группы.
Он может быть представлен как итог проекта.
11. Построение схемы-модели текста (ПО МЕТОДУ ТРИЗ)— осмысленная деятельность, которая сопровождается комментированием и осуществляется преимущественно в групповой работе. Выполнение заданий по моделированию текста вызывает интерес, создаёт проблемную ситуацию, способствует разнообразию деятельности, готовит к подробному пересказу. Появление нового персонажа всегда связано с новым этапом моделирования сюжета. В качестве условного обозначения действующего лица можно ввести геометрическую фигуру определённого цвета и размера, вырезанную из картона.
К фигуре можно присоединить какую-либо деталь, наиболее значимую в характеристике персонажа. Например, заяц, обозначенный треугольником, приобретает длинные уши; лиса — ромб дополняется пушистым хвостом и т. д. Если все герои произведения обозначаются полоской бумаги, то длина должна соотноситься с их размером (в сказке «Репка» самая длинная полоска обозначает деда, а самая короткая — мышку).
12. Театральные представления, игры – драматизации.
13. Участие в постановках мини-спектаклей.
14. Участие в пректах. Например--Проект «Удивительный мир С. Я. Маршака»
15. Литературные калейдоскопы, литературные викторины. («Волшебные сказки», «Сколько в сказках, рассказах, стихах котов и котят (лис, медведей!», «Книги любимого писателя», «Какие удивительные эти животные!», «Небывальщина да неслыхальщина», «Веселые стихи»)
16. Вечера досугов.
17. А так же специальных занятий, где можно решить многие задачи по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
Задача сегодняшнего дня - приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы с помощью родителей. Ведь по ФГОС они являются полноценными участниками учебного процесса.
Систематически для родителей готовятся печатные консультации по приобщению детей к книге, а также для развития интереса к театральной деятельности. Родителей ознакомят с перечнем книг, используемых для чтения детям в соответствии с возрастом. Педагоги совместно с детьми могут организовать и провести праздник «Путешествие по страницам книг»
18. Создание семейных библиотек позволяет привлечь к работе родителей воспитанников. Многие из них приносят в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Акция «Книга из дома»
Таким образом, дети смогли увидеть очень старые экземпляры, книги-малютки и книги-великаны; альбомы, посвященные технике, моде, спорту, которые начали собирать еще их родители. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах.
19. Обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению в семье. На родительских собраниях, конференциях, письменном виде родители рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим.
20. Можно ввести традицию «Вечернее чтение детских книг»
Родители приходят во второй половине дня в группу и читают детям сказки, стихи, рассказы, иногда с сопровождением театра.
21. Смотр - конкурс "Книги своими руками"
Дети совместно с родителями изготовливают книги, проявляя при этом творчество и фантазию. Родители принимают активное участие в данной работе. При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.
Методы и приемы ознакомления с художественной литературой
Метод Приёмы
Словесный Чтение произведений
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
Практический Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный Показ иллюстраций
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки