Оля Елизарова
Консультация «Предпосылки творчества в изобразительной деятельности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Предпосылки творчества в изобразительной деятельности детей раннего возраста».
Сенсорные основы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве от становления художественно-образного видения при рисовании и лепка. В чем же проявляются предпосылки творчества у детей раннего и младшего дошкольного возраста?
Публикация «Консультация „Предпосылки творчества в изобразительной деятельности детей раннего возраста“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Развитие художественно творчества невозможно без эстетического освоения действительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание, оценка.
В раннем возрасте непосредственность детской реакций, их яркость, эмоциональность свидетельствуют о первоначальных этапах формирования эстетического восприятия. Поэтому важно, чтобы в процессе рисования, лепки ребенок мог свободно пользоваться материалом, передавая образцы предметов, явлений окружающего ритмом мазков, штрихов, цветовых пятен, форм, располагая их на листе бумаги.
В чем проявляется специфика каждого выразительного средства?
Ритм мазков, пятен, штрихов, форм помогает отразить явления окружающего. В раннем возрасте дети используют ритм как средство, способствующее пространственной, цветовой организации плоскости листа. Нанесение мазков, пятен, ритмичное повторение форм в процессе лепки принимает игровой характер в деятельности ребенка третьего года.
Яркие мазки, пятна, расположенные на листе, привлекают внимание ребенка и вызывают у него радость, желание вновь их повторить. Если ребенок лепит из глины, он повторяет движение рукой, прихлопывая по комку глины, раскатывая в ладонях небольшие комочки, или в процессе рисования ритмично наносит мазки на лист бумаги. В результате получаются следы, листочки, снежок, капельки дождя, шарики, ягодки и т. д.
Цвет является одним из наиболее ярких выразительных средств, присущих таким видам изобразительной деятельности, как рисование и аппликация. Однако если в процессе рисования ребенок может самостоятельно воспроизводить яркие цветовые пятна, очертания, то в аппликации главное — восприятие вырезанных воспитателем цветных форм, силуэтов.
Карандаши, краски, цветная бумага являются художественными материалами, необходимыми для передачи образов в рисунках. Нарисовав темно-синей краской большое пятно, ребенок говорит: «Туча. Идет дождь». Пятно красной краски вызывает у него ассоциации с огнем.
Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем при рисовании карандашами. Это объясняется тем, что карандаш оставляет слабые следы на бумаге, пятно краски воспринимается ребенком с радостью и восхищением.
Дети раннего возраста рисуют по всему листу яркие пятна. Ребенок любуется своим рисунком, показывает его другим детям и воспитателю.
На занятиях аппликацией воспитатель часто предлагает детям формы, вырезанные из бумаги разных цветов, и учит их узнавать и различать эти цвета. Цвет в аппликации как яркое выразительное средство оказывает большое влияние на развитие образного мышления.
Ребенку предложили на листе бумаги расположить бумажные силуэты кошечек так, чтобы передать образную ситуацию: кошечки бегут друг за другом, они весело играют, ловят мышку и т. д. Каждый не только рассматривал силуэт, но и мог с ним активно действовать. Игра в процессе аппликации способствовала возникновению эмоционального отношения к образу.
Композиция в изобразительной деятельности детей носит различный характер. В рисунках детей раннего возраста это хаотичное расположение штрихов, мазков. Постепенно дети переходят к более четкому заполнению пространства листа, что связано с развитием сюжетно-игрового замысла. Поэтому лист бумаги или дощечки во время лепки становится местом действия изображаемых персонажей. В рисунке, лепке, аппликации дети передают отдельные предметы, каждый из них ребенок связывает с конкретной жизненной ситуацией.
Юля уверенно рисует кистью большое пятно черной краской. «Это собачка, я ее видела, когда гуляла», - говорит девочка, изображая форму, напоминающую фигуру собаки. Аня любит рисовать цветы. Осторожно прикладывая кисть, она ритмично наносит мазки, любуется рисунком. Цветы расположены рядом внизу листа, чуть наклоняются. «Подул ветерок, и мои цветочки повернулись», - поясняет Аня свой рисунок, в котором очень выразительно передан образ цветов.
Часто развитие сюжета происходит в процессе деятельности. Дима изображает машину и объясняет : «Машина едет по дороге, в ней катается мишка. Он сидит в кабине». Процесс возникновения сюжета в лепке характеризуется тем, что ребенок, играя вылепленными формами, активно действует с ними.
Постепенно, научившись рисовать и лепить различные формы, дети создают целую вереницу образов: веселого колобка, снеговика, смешных человечков, персонажей сказок.
Очень увлекает детей процесс рассматривая своих рисунков. Так, ребенок нарисовал много листьев на земле, на деревьях. Когда он увидел рисунок издали, то вдруг сказал: «Красивые листочки как будто летят». Через некоторое время он вновь подошел к рисунку и уже любовался красивым сочетанием цветов. Рисунки, сделанные красками, они могли заметить, что сочетание мазков, пятен, линий создает новые образы. Их надо уметь видеть, находить - «читать».
Когда мы рассматриваем лепку детей, то убеждаемся, что она довольна разнообразна. Очертания, углубления, неровности делают каждое изделие особенным, и невольно хочется спросить ребенка: «На что это похоже?» Часто дети сами называют: «Длинная змея», «Уточка», «Птичка» и т. д.
Итак, овладевая изобразительно — выразительными навыками, дети в тоже время приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей деятельности. Изобразительная деятельность детей раннего и младшего дошкольного возраста проходит сложный путь развития от простейших действий карандашом, краской, с комком глины к процессам образного воспроизведения очертаний, форм реальных предметов.
Образ в рисунке, лепке от ассоциативного постепенно переходит в преднамеренный благодаря тому, что дети приобретают навыки изображения простейших форм. Возникает сюжет, который дополняется словом, жестами, звукоподражанием. Образ становится для ребенка живым, ощутимым. Этот процесс протекает неодинаково даже у детей одного возраста и зависит от уровня художественного развития ребенка, от его сенсомоторной сферы восприятия, речи, мышления, эмоциональных проявлений.
Разнообразные формы, цветовые сочетания, ритм контрастных пятен, мазков, простая композиция придает выразительность детским рисункам, лепке, аппликации и вызывает у детей элементарные эстетические эмоции. Поэтому, обучая детей, воспитатель каждый раз должен опираться на выразительные особенности художественного материала, приобщать детей к различным видам изобразительной деятельности.