Анастасия Афанасьева
Консультация-практикум «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми»
«Сенсорная интеграция «собирает мозг в кучу». Джин Айрес
СЛАЙД 1. Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми.
СЛАЙД 2
Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) -это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве) и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности.
Публикация «Консультация-практикум „Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Создателем метода сенсорной интеграции является Джин Айрес, логопед, психолог, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
СЛАЙД 3
Какие же системы мы задействуем? Сенсорные системы : вестибулярная, тактильная, проприоцептивная, обонятельная, зрительная, слуховая, вкусовая.
СЛАЙД 4
В норме сенсорная интеграция развивается в ходе обычных детских игр, забав, шалостей, различных исследований, игр с предметами, копания в песочнице, игр с водой, исследования глубины лужи, купания в речке, разных занятий (бег, прыжки, качели, ползание, игры на батутах) и т. д.
Чем больше активностей в жизни маленького ребенка, тем выше вероятность развития сенсорного восприятия в рамках норм. Ведь для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать.
Все ранее перечисленное не только наполняет радостью детство, но и способствует накоплению собственного опыта, развитию жизненно важных способностей, которые потом помогут ребенку в обучении, взаимодействии с другими людьми.
Сейчас мы наблюдаем, что сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает или есть множественное нарушение сенсорных систем.
СЛАЙД 5
Причины нарушения сенсорной интеграции :
- сенсорная депривация (недостаточность новых сенсорных ощущений)- мы это проговорили ранее;
- наследственная предрасположенность,
- проблемы при родах и во время беременности (влияние вредоносных вирусов и
химических веществ на развивающийся мозг, кислородное голодание плода во время беременности и родов)
Дело в том, что ещё до рождения формируются три ключевые сенсорные системы -вестибулярная, тактильная и проприоцептивная (равновесие, чувствительность кожи, восприятие тела, позднее формируются обонятельная, зрительная, слуховая и вкусовая. Именно от них зависит, как будет проходить сенсомоторное и перцептивное развитие, формироваться познавательные способности ребенка, формируется речь, а в итоге, обучение.
СЛАЙД 6
Чаще всего сенсорные проблемы испытывают :
- дети со специфическими трудностями в обучении, такими как дислексия, дисграфия, дизорфография, слабое сосредоточение внимания;
- дети с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, дети с ДЦП;
- дети с аутизмом;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с ментальными нарушениями;
- дети с генетическими заболеваниями - синдром Дауна, с-м Аспергера, Ретта, Вильямса, Тернера, Клайнфельтера.
СЛАЙД 7
Сенсорная интеграция при патологии ЦНС
При нарушениях в развитии сенсорной интеграции появляются трудности в планировании движений, саморегуляции, обучении и взаимодействии с другими.
Иногда не подозревая о наличии таких трудностей на уровне работы ЦНС, ребенка критикуют:
- невнимательный,
- трудный, неусидчивый
- непослушный,
- избалованный и т. д.
Для того, чтобы помочь ребенку нужно организовать пространство, подобрать различные активности, которые будут тренировать сенсорное восприятие и давать возможность формировать все более и более сложные адаптивные ответы.
СЛАЙД 8
Для этого разработано различное оборудование и программы, например:Сенсорно-динамический комплекс «Дом Совы»,
СЛАЙД 9 Программа мозжечковой стимуляции Learning Breakthrough
СЛАЙД 10 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ1
Сенсорные стимулы оказывают большое влияние на мотивацию к любой детской деятельности, в том числе на речь. И поэтому, сенсорная интеграция составляет большую часть коррекционной работы учителя-логопеда. Каждая сторона речи - звукопроизношение, развитие фонематического слуха, лексико - грамматических категорий - основана на сенсорных связях и напрямую зависит от них.
Для преодоления сенсорной интеграции в своей работе учитель-логопед использует разнообразные игрушки, развивающие игры, игры с предметами быта, и даже упражнения с разными «вкусностями». Речь в движении - главный девиз учителя-логопеда!
Вот несколько приемов (игр) :
1. На этапе развития артикуляторной моторики, постановки звуков можно использовать следующие предметы : деревянные ложки, палочки ушные, сушки, виноград, бусинки и пуговички на веревочки. Это не только привлекает внимание детей, но и помогаю ребенку почувствовать расслабление и напряжение язычка, удерживать артикуляцию, понимать положение язычка и т. д
Детей с нарушением зрительного восприятия важно суметь привлечь к губам, рту, лицу педагога, для этого учителем-логопедом используются различные маски, очки, оформленные интересно зеркала, рекомендуется необычно или ярко накрасить губы.
2. На этапе формирования фонетико-фонематических процессов можно использовать также деревянные и пластмассовые ложки, пластмассовые и бумажные стаканчики (отработка понятий : тихо- громко, отстукивать ритм, количество звуков и слогов, можно выполнять различные массажи и при этом проговаривать звуки и слоги, переносить предметы с включением речи и тд, «шумовой оркестр» : различные емкости с сыпучими продуктами, барабаны, колокольчики, («Послушай и найди предмет с каким же звуком», «Угадай, на чем играет Зайка (звуки музыкальных инструментов)», «Кто позвал?», «Звучащие баночки», «Кто как голос подает», перекладывание «шумелок» из рук в руки, перекрестные движения и др., изготовленные руками две тряпичные фигуры в виде кубиков, один из них твердый (кубик, другой мягкий (губка)- дети тактильно формирую понятие мягкий-твердый звук, сжимая кубики и произнося определенные звуки и тд;
3. Формирование лексико-грамматических категорий. На данном этапе также можно использовать игры на развитие тактильных ощущений, нужно при этом дать ребенку новые чувственные ощущения. Например: при работе над словесным обобщением включать массаж мячиком, перекидывание мяча, узнавание предметов из волшебного мешочка, включать такие игры как: «Назови фрукты круглой (овальной, треугольной) формы», «Узнай овощ (фрукт) по форме (по цвету)», «Узнай предмет по контуру», «Угадай какую фигуру (овощ, фрукт, букву) напишу у тебя на спине». Также можно в «Волшебные бумажные стаканчики» накапливать новые слова, произнося тихи громко и тд.
4. Автоматизация и дифференциация звуков. Игры с пластиковой одноразовой посудой: строим дорожки и башни из стаканчиков; устраиваем «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршим тарелочками, стучим пластиковыми с ложками по стаканчикам, сопровождая речью (произношение звуков, слов, слов с определенным звуком, чистоговорок, скороговорок, используем игры с мячом, прыжки, перешагивание через предметы, подключаем балансировочную доску и выполняем движений со словами, стихами (усложняем и подключаем мяч при балансировке- перекладыванием с произношением слогов и тд)
На любом этапе можно и важно использовать массаж (массаж не только кистей, спины, но и ступней, поглаживания, надавливания различными бытовыми предметами, можно использовать массажные щетки, коврики, мячики су-джок, различные текстуры (ткани, мех, вату и т. д.) Это позволяет ребенку получать разные тактильные ощущения, развивать тактильное восприятие, привлекает к выполнению заданий.
Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. Главное помнить: игры должны быть интересны ребенку и вовлекать его в активную деятельность. «Интересно» - это «детское» определение сенсорной интеграции.
СЛАЙ 11
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2
Две коробки, наполненные различными предметами, с учетом тематических циклов: «Наш быт», «Народная культура и традиции». По желанию педагоги выбираю предмет и продумывают действия с ним, с опорой на развитие какого либо восприятия, ощущения и решая совместно задачи речевого развития ребенка.
Наполняемость коробок.
«Наш быт»
- пластмассовая воронка;
- салфетки бумажные, влажные;
- «ушные палочки»;
- деревянные и пластмассовые вилки и ложки;
- железные крышки;
- бумажные тарелки;
- мусорный цветной мешок;
- бумажные стаканчики;
- кусочек сифона;
-губки разного цвета;
«Народная культура и традиции».
- платки с узорами;
- матрешки;
- «Славянские куклы» с наполнителями (Зерновушки, Кулачник);
- деревянные ложки;
- сушки, леденцы;
- свистулька глиняная;
Пример:
Выбираем деревянные ложки.
Задача: развитие слухового восприятия, тактильных ощущений
Ход действий: ребенок отстукивает ритм и проговаривает: «Вьюшки, вьюшки, вью.
Колотушки, колочу, заколачиваю…»
Важно учитывать при подборе игр и упражнений: они должны быть интересны, приятны и безопасны для ребенка.
Слайд 12
Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда предполагает стимуляцию всех органов чувств, направлен на активизацию всех сторон речи через сенсорику. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы, но также требует творческого отношения педагога к процессу обучения.
Спасибо за внимание!
Литература:
1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». «Теревинф», М. :, 2012г.
2. Войлокова Е. Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», «Каро», М., 2005г.
3. Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия : сборник методических
материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / науч. ред. Ворошнина О. Р., Санникова А. И,; сост. Мальцева М. Н., Кобялковская Е. А., Гилева А. Г. (вып. ред.); Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2018. – 140 с.