Ирина Рослякова
Консультация-практикум для родителей «Обучение грамоте — нет ничего сложного!»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация-практикум для родителей.
"Обучение грамоте - нет ничего сложного!"
Для проведения звукобуквенного анализа на занятиях в детском саду для обозначения звуков мы используем фишки, для обозначения слогов, слов и предложений - полоски, разрезные азбуки, и мн. др. Это делается для того, чтобы детям было удобнее и проще усваивать материал. У китайцев есть замечательная пословица: «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И это действительно так! Детям, для понимания чего-либо, нужно не только услышать, но и увидеть, потрогать изучаемый объект, выполнить с ним определённые действия. А как закрепить знания, полученные в детском саду, чем обозначить звуки?
Публикация «Консультация-практикум для родителей „Обучение грамоте — нет ничего сложного!“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Выход есть! Для проведения звукобуквенного анализа, у каждого из нас дома, можно найти массу различных предметов. Например, для обозначения слова, можно использовать карандаш, палочку, ленточку и мн. др. Для обозначения слогов можно использовать карандаши или ленточки покороче. Для обозначения звуков можно использовать любые предметы 3-х цветов – красного, зелёного и синего. Это могут быть пуговицы, кубики, карандаши, фломастеры, ручки, кусочки ткани или цветной бумаги, крышечки от пластиковых бутылок и многое другое. А буквы – можно написать, можно наклеить и т. д. Надо только подключить свою фантазию и изобретательность.
А можно и обыграть разбор слова, придумав какую-либо игровую ситуацию. Например, игра с машинками может приобрести новый развивающий смысл, если сказать, что въезд в гараж заколдован, и расколдовать его можно, только разобрав слово на отдельные звуки.
Конечно, при выполнении звукобуквенного анализа необходима помощь со стороны родителей и контроль за правильностью выполнения задания. И здесь важно правильно организовать деятельность ребёнка. Но далеко не у всех родителей есть возможность уделить достаточно времени для развития своего малыша. Виной тому тотальная бытовая загруженность многих родителей и мн. др. Как же уделить ребёнку больше внимания, как найти время для его обучения и развития. Оказывается, выход есть!
Перейдём к практической части. Вспомните известную всем ситуацию: Кухня. Мама хлопочет у плиты. Папа сидит у телевизора. Ребенок стучит ложкой по столу… Ваша реакция?
(Распределение ролей среди родителей : выбор «ребенка», выбор «матери» и «отца» из числа присутствующих.
Совместное декодирование, толкование контекста ситуации ( Наводящие вопросы: Что происходит? Почему так происходит? Почему ребенок себя ведет именно так? О чем думает каждый из членов семьи? Что чувствует каждый).
Мать своими действиями за столом подразумевает: Скорее кушай, голова так разболелась, а надо еще помыть посуду и приготовить обед на завтра…
Отец своими действиями за столом подразумевает: Неплохо после трудового дня отдохнуть перед телевизором, в спокойствии и в тишине…
Ребенок своими действиями за столом подразумевает: Мне скучно, не желаю есть, мне некуда девать накопившуюся за день энергию. Поиграйте же со мной, хоть кто-нибудь! Я активно добываю знания об окружающем мире!
Вопрос поискового характера, активизирующий родительское мышление : - По Вашему мнению, может ли ребенок освоить какие-либо знания, извлекая звуки из предметов? (Мнения родителей – звуки можно сосчитать, можно сыграть песенку, отстукивая ритм и т. п.)
Совместный вывод: Учитывая желания и интересы собственного ребенка, можно научиться извлекать пользу для развития ребенка из любой ситуации.
- Я предлагаю решение данной ситуации с профессиональной точки зрения логопеда, и буду рада, если данные методы пойдут на пользу общения с ребенком:
- Посмотри (послушай, подумай, а что будет, если ложкой постучать по тарелке? По стакану? По кастрюле? Одинаковые звуки получатся или разные? Как ты думаешь, почему? (Уже сопоставляя различное звучание у ребёнка активизируются процессы восприятия и слуховой памяти. А отвечая на ваши вопросы, ребёнок должен будет употребить правильные речевые конструкции и грамматические категории (стеклянный, металлическая, деревянный и т. д.)
Можно даже в «прятки» сыграть со звуками!
- Ты закрой глаза, и угадывай, по какому предмету я стучу? А сейчас, какой звук спрятался?
- А звуки можно еще и считать! Закрой глаза, послушай, сколько раз стучала ложечка? Выложи на столе столько конфет (ложек, зубочисток, салфеток, сколько звуков услышишь. А теперь простучи самостоятельно столько звуков, сколько я выложу конфет на столе! А теперь послушай внимательно и повтори за мной ритм, только точно так же, как я.
Это не только интересное занятие, но и прямое воздействие на развитие темпо-ритмических функций, слуховой памяти, внимания и мышления.
Хорошо, если эти игры проведёт скучающий в ожидании ужина, папа. При этом мама, слушая и наблюдая за общением отца и ребёнка, должна активно хвалить обоих участников игры.
- Вот папа! Какие хитрые и сложные задания придумал! А ты, сынок, просто молодец - не испугался трудностей, не поддался на хитрые уловки папы и смог справиться со всеми заданиями!
А ведь можно перевести игру в новое русло. Предложите выложить из вилок (ложек, зубочисток и т. д.) различные фигуры или буквы (цифры). Причём лучше, если ребё нок будет выполнять это задание по образцу: «Выложи так же, как я. Проверь, всё ли ты сделал точно так как у меня» и т. д.). Эта игра поможет в дальнейшем избежать серьёзных школьных проблем, связанных дисграфией - т. е. со смешением различных, схожих по написанию, букв, с их зеркальным написанием и т. д. ; научит ребёнка находить и исправлять допущенные ошибки. А ведь это уже не просто игра, а развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, функций зрительного и двигательного контроля.
Почему мной была выбрана самая обычная ситуация? Потому что, разобрав её, мы с вами, уважаемые родители, приходим к пониманию, что нужно использовать все возможности во благо наших детей и даже при нашей тотальной загруженности можно найти время для развития своего ребёнка.
Это касается и того времени, которое тратится на дорогу в детский сад, время прогулки, время поездки в автобусе и мн. др. Самое главное условие использования этого времени с пользой – не молчать. Побуждайте ребёнка к общению – спрашивайте, объясняйте, повторяйте. Лучше всего это делать в процессе игры. Для того, чтобы заинтересовать ребёнка, можно предложить ему поиграть в «Угадалочки», «Определялочки» или «Припоминалочки». Это настроит малыша на неформальный, неучебный – игровой лад. В процессе игры постоянно подбадривайте ребёнка, хвалите за сообразительность, «удивляйтесь» тому, что малыш справился с таким сложным заданием.
Существует масса разнообразных игр, способствующих развитию ребёнка. Вот лишь некоторые из них.
«Самый, самый»- Определи, какой звук я произнесу длительно и громко. Взрослый произносит слово, выделяя один из звуков голосом. Ребёнок определяет.
«Угадай, что я вижу» - Я вижу что-то, или кого-то, его (её, их) название начинается со звука [Д'] – (дерево, детей, девочку, дятла). Со звука [Д] – (дом, дым, дорога, дуб, доска). И т. д.
«Угадай слово» - Это слово – название овоща (фрукта, мебели и т. д.). Начинается оно со звука [П], заканчивается звуком [Р]
«Определи звук» Взрослый произносит несколько слов, ребёнок определяет звук, с которого начинаются (заканчиваются) слова.
«Один на всех» - Взрослый произносит несколько слов, в которых находится загаданный звук, а ребёнок определяет, какой звук повторяется во всех словах.
«Припоминалка» - Вспомни слова, в которых есть звук [Р].
«Кто больше» - взрослый и ребёнок по-очереди называют слова на какой-либо, заранее выбранный, звук.
«Слово за словом» - Взрослый называет слово, ребёнок определяет последний звук и придумывает слово, начинающееся с этого звука. Затем уже взрослый определяет последний звук и придумывает слово. И т. д.
«Прошагай (пропрыгай) слово» - Я произнесу слово, а ты раздели его на слоги, проговори и пропрыгай его. Например: дерево – де-ре-во, роза – ро-за.
«Путаница» - Расставь слова в правильном порядке, чтобы получилось предложение. Например: Бежать по собака дорога.
«Бывает – не бывает» - Взрослый произносит предложение, ребёнок «исправляет» его, если это требуется. Например: Мышка поймала кошку. (Кошка поймала мышку) Лопата копает мальчиком землю. (Мальчик копает землю лопатой) И т. д.
Таким образом, не отвлекаясь от своих забот, вы, уважаемые родители, проведёте достаточно серьёзную и важную коррекционную работу, а заодно поиграете с ребёнком. А ваш ребёнок получит не только приятные эмоции, но и определённый запас знаний!