Папки-передвижки

Консультация-практикум для родителей «Обучение грамоте — нет ничего сложного!»

Ирина Рослякова
Консультация-практикум для родителей «Обучение грамоте — нет ничего сложного!»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация-практикум для родителей.

"Обучение грамоте - нет ничего сложного!"

Для проведения звукобуквенного анализа на занятиях в детском саду для обозначения звуков мы используем фишки, для обозначения слогов, слов и предложений - полоски, разрезные азбуки, и мн. др. Это делается для того, чтобы детям было удобнее и проще усваивать материал. У китайцев есть замечательная пословица: «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И это действительно так! Детям, для понимания чего-либо, нужно не только услышать, но и увидеть, потрогать изучаемый объект, выполнить с ним определённые действия. А как закрепить знания, полученные в детском саду, чем обозначить звуки?

Публикация «Консультация-практикум для родителей „Обучение грамоте — нет ничего сложного!“» размещена в разделах

Выход есть! Для проведения звукобуквенного анализа, у каждого из нас дома, можно найти массу различных предметов. Например, для обозначения слова, можно использовать карандаш, палочку, ленточку и мн. др. Для обозначения слогов можно использовать карандаши или ленточки покороче. Для обозначения звуков можно использовать любые предметы 3-х цветов – красного, зелёного и синего. Это могут быть пуговицы, кубики, карандаши, фломастеры, ручки, кусочки ткани или цветной бумаги, крышечки от пластиковых бутылок и многое другое. А буквы – можно написать, можно наклеить и т. д. Надо только подключить свою фантазию и изобретательность.

А можно и обыграть разбор слова, придумав какую-либо игровую ситуацию. Например, игра с машинками может приобрести новый развивающий смысл, если сказать, что въезд в гараж заколдован, и расколдовать его можно, только разобрав слово на отдельные звуки.

Конечно, при выполнении звукобуквенного анализа необходима помощь со стороны родителей и контроль за правильностью выполнения задания. И здесь важно правильно организовать деятельность ребёнка. Но далеко не у всех родителей есть возможность уделить достаточно времени для развития своего малыша. Виной тому тотальная бытовая загруженность многих родителей и мн. др. Как же уделить ребёнку больше внимания, как найти время для его обучения и развития. Оказывается, выход есть!

Перейдём к практической части. Вспомните известную всем ситуацию: Кухня. Мама хлопочет у плиты. Папа сидит у телевизора. Ребенок стучит ложкой по столу… Ваша реакция?

(Распределение ролей среди родителей : выбор «ребенка», выбор «матери» и «отца» из числа присутствующих.

Совместное декодирование, толкование контекста ситуации ( Наводящие вопросы: Что происходит? Почему так происходит? Почему ребенок себя ведет именно так? О чем думает каждый из членов семьи? Что чувствует каждый).

Мать своими действиями за столом подразумевает: Скорее кушай, голова так разболелась, а надо еще помыть посуду и приготовить обед на завтра…

Отец своими действиями за столом подразумевает: Неплохо после трудового дня отдохнуть перед телевизором, в спокойствии и в тишине…

Ребенок своими действиями за столом подразумевает: Мне скучно, не желаю есть, мне некуда девать накопившуюся за день энергию. Поиграйте же со мной, хоть кто-нибудь! Я активно добываю знания об окружающем мире!

Вопрос поискового характера, активизирующий родительское мышление : - По Вашему мнению, может ли ребенок освоить какие-либо знания, извлекая звуки из предметов? (Мнения родителей – звуки можно сосчитать, можно сыграть песенку, отстукивая ритм и т. п.)

Совместный вывод: Учитывая желания и интересы собственного ребенка, можно научиться извлекать пользу для развития ребенка из любой ситуации.

- Я предлагаю решение данной ситуации с профессиональной точки зрения логопеда, и буду рада, если данные методы пойдут на пользу общения с ребенком:

- Посмотри (послушай, подумай, а что будет, если ложкой постучать по тарелке? По стакану? По кастрюле? Одинаковые звуки получатся или разные? Как ты думаешь, почему? (Уже сопоставляя различное звучание у ребёнка активизируются процессы восприятия и слуховой памяти. А отвечая на ваши вопросы, ребёнок должен будет употребить правильные речевые конструкции и грамматические категории (стеклянный, металлическая, деревянный и т. д.)

Можно даже в «прятки» сыграть со звуками!

- Ты закрой глаза, и угадывай, по какому предмету я стучу? А сейчас, какой звук спрятался?

- А звуки можно еще и считать! Закрой глаза, послушай, сколько раз стучала ложечка? Выложи на столе столько конфет (ложек, зубочисток, салфеток, сколько звуков услышишь. А теперь простучи самостоятельно столько звуков, сколько я выложу конфет на столе! А теперь послушай внимательно и повтори за мной ритм, только точно так же, как я.

Это не только интересное занятие, но и прямое воздействие на развитие темпо-ритмических функций, слуховой памяти, внимания и мышления.

Хорошо, если эти игры проведёт скучающий в ожидании ужина, папа. При этом мама, слушая и наблюдая за общением отца и ребёнка, должна активно хвалить обоих участников игры.

- Вот папа! Какие хитрые и сложные задания придумал! А ты, сынок, просто молодец - не испугался трудностей, не поддался на хитрые уловки папы и смог справиться со всеми заданиями!

А ведь можно перевести игру в новое русло. Предложите выложить из вилок (ложек, зубочисток и т. д.) различные фигуры или буквы (цифры). Причём лучше, если ребё нок будет выполнять это задание по образцу: «Выложи так же, как я. Проверь, всё ли ты сделал точно так как у меня» и т. д.). Эта игра поможет в дальнейшем избежать серьёзных школьных проблем, связанных дисграфией - т. е. со смешением различных, схожих по написанию, букв, с их зеркальным написанием и т. д. ; научит ребёнка находить и исправлять допущенные ошибки. А ведь это уже не просто игра, а развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, функций зрительного и двигательного контроля.

Почему мной была выбрана самая обычная ситуация? Потому что, разобрав её, мы с вами, уважаемые родители, приходим к пониманию, что нужно использовать все возможности во благо наших детей и даже при нашей тотальной загруженности можно найти время для развития своего ребёнка.

Это касается и того времени, которое тратится на дорогу в детский сад, время прогулки, время поездки в автобусе и мн. др. Самое главное условие использования этого времени с пользой – не молчать. Побуждайте ребёнка к общению – спрашивайте, объясняйте, повторяйте. Лучше всего это делать в процессе игры. Для того, чтобы заинтересовать ребёнка, можно предложить ему поиграть в «Угадалочки», «Определялочки» или «Припоминалочки». Это настроит малыша на неформальный, неучебный – игровой лад. В процессе игры постоянно подбадривайте ребёнка, хвалите за сообразительность, «удивляйтесь» тому, что малыш справился с таким сложным заданием.

Существует масса разнообразных игр, способствующих развитию ребёнка. Вот лишь некоторые из них.

«Самый, самый»- Определи, какой звук я произнесу длительно и громко. Взрослый произносит слово, выделяя один из звуков голосом. Ребёнок определяет.

«Угадай, что я вижу» - Я вижу что-то, или кого-то, его (её, их) название начинается со звука [Д'] – (дерево, детей, девочку, дятла). Со звука [Д] – (дом, дым, дорога, дуб, доска). И т. д.

«Угадай слово» - Это слово – название овоща (фрукта, мебели и т. д.). Начинается оно со звука [П], заканчивается звуком [Р]

«Определи звук» Взрослый произносит несколько слов, ребёнок определяет звук, с которого начинаются (заканчиваются) слова.

«Один на всех» - Взрослый произносит несколько слов, в которых находится загаданный звук, а ребёнок определяет, какой звук повторяется во всех словах.

«Припоминалка» - Вспомни слова, в которых есть звук [Р].

«Кто больше» - взрослый и ребёнок по-очереди называют слова на какой-либо, заранее выбранный, звук.

«Слово за словом» - Взрослый называет слово, ребёнок определяет последний звук и придумывает слово, начинающееся с этого звука. Затем уже взрослый определяет последний звук и придумывает слово. И т. д.

«Прошагай (пропрыгай) слово» - Я произнесу слово, а ты раздели его на слоги, проговори и пропрыгай его. Например: дерево – де-ре-во, роза – ро-за.

«Путаница» - Расставь слова в правильном порядке, чтобы получилось предложение. Например: Бежать по собака дорога.

«Бывает – не бывает» - Взрослый произносит предложение, ребёнок «исправляет» его, если это требуется. Например: Мышка поймала кошку. (Кошка поймала мышку) Лопата копает мальчиком землю. (Мальчик копает землю лопатой) И т. д.

Таким образом, не отвлекаясь от своих забот, вы, уважаемые родители, проведёте достаточно серьёзную и важную коррекционную работу, а заодно поиграете с ребёнком. А ваш ребёнок получит не только приятные эмоции, но и определённый запас знаний!

Публикации по теме:

Фотоотчет о городском конкурсе «Ничего нет дороже семьи, матери и Родины»Фотоотчет о городском конкурсе «Ничего нет дороже семьи, матери и Родины» Фотоотчет о городском конкурсе "Ничего нет дороже семьи, матери и Родины". Здравствуйте дорогие коллеги и гости моей странички! Приближается.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина» Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина.

Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего» Консультация для родителей. “ Без прошлого нет будущего. ” Уважаемые родители! В настоящее время в жизни общества происходят изменения. Утрачиваются.

Консультация для родителей «Лучше нет родного края» В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее,.

Консультация для родителей «Музыка: слушать или нет?» Дети и музыка: слушать или нет? Вот в чем загвоздка! Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый.

Консультация для родителей «Обучение чтению» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Обучение чтению Для того чтобы ребенок начал читать, необходимо сформировать определенные психо-физиологические.

Консультация для родителей  «Обучение грамоте в детском саду» Здравствуйте, уважаемые родители! Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому? Чему же должен научиться.

Консультация для родителей «Ответственность родителей (законных представителей) за содержание, воспитание и обучение детей» Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Забота о детях и их воспитание являются одними из основных обязанностей.

Консультация для родителей «Слово «нет» Консультация для родителей Слово «НЕТ» Обычно слово «нет» произносится из чувства родительской ответственности. Родители пытаются словом.

Консультация для родителей «Умение сказать нет» Стремясь дать детям все, в чем они нуждаются, некоторые родители становятся безотказными. Важно чтобы мама с самого начала могла без усилий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация-практикум для родителей «Обучение грамоте — нет ничего сложного!»
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 00:18
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация-практикум для родителей «Обучение грамоте — нет ничего сложного!»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Рослякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД