Янина Курганова
Консультация для родителей «Обучение грамоте в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители! Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому? Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Большинство из Вас полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Сегодня я предлагаю поговорить об обучении детей грамоте.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение грамоте в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки
Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.
Вашему вниманию предлагаю игры, направленные на узнавание неречевых звуков.
После того, как дети научились различать неречевые звуки, переходим к звукам речевым. Эти звуки мы слышим и произносим.
Звуки бывают гласные – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении встречают преграду: губы, зубы или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твёрдые согласные обозначаются синим цветом, мягкие согласные - зеленым цветом.
Сейчас я вам покажу эпизод занятия по обучению детей грамоте – звуковой анализ слова. Мне будет удобнее провести так же, как с детьми.
Гномик приглашает вас в страну букв и звуков. Что такое буква? (знак, который мы пишем и видим)
Звук мы слышим и произносим. Мы с вами идем по улице гласных звуков. Назовите их. давайте, пропоем.
А теперь мы с вами оказались на улице согласных звуков. Назовите их (рассматривание плакатов)
Гномик вам загадает загадку, а вы отгадаете какое слово мы разберем.
Хвост пушистый
Мех серебристый
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(лиса)
Правильно, молодцы! Я вам раздаю карточки и фишки (мозаика). Каждая клеточка на карточке – это звук. Что обозначает красная фишка? (гласный звук). Что обозначает синяя фишка (согласный). Что обозначает зеленая фишка? (мягкий согласный звук). Разберите слово лиса. Фишки выкладываем слева направо.
Родители выкладывают фишки на карточку.
Теперь вместе с гномиком проверим как вы справились с заданием.
Какой звук первый (ль) Он какой, гласный или согласный? Какой фишкой обозначили? (зеленой) Почему? Какой второй звук? Какой фишкой обозначили? (разбирается каждый звук)
Гномик хвалит тех, кто справился с заданием и вручает звездочки (или смайлики)
Игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи. Сейчас предлагаю поиграть в некоторые из них:
Игры со звуками
«Поймай звук»
Взрослый произносит слоги, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слог с заданным звуком.
«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]»
Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.
«Путешествие по комнате»
1вариант игры - Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком.
2 вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.
«Узнай звук»
Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.
Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.
«Определи позицию звука в слове»
Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).
«Найди место картинке»
Различаем твёрдый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребёнок определяет «твёрдость» или «мягкость» звука.
Использование речевых игр и упражнений способствует формированию грамотной речи, фонематического слуха, звуковой культуры речи.
Литература:
- Журова Л. Е – Обучение грамоте в детском саду. - М., 1998