Лучший педагог года

Консультация-практикум «Дети с ОВЗ. Особенности развития и коррекции»

Анастасия Афанасьева
Консультация-практикум «Дети с ОВЗ. Особенности развития и коррекции»
▼ Скачать +Заказ

Цель - повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.

Задачи:

- закрепить с педагогами понятия ребенок-инвалид, ребенок ОВЗ;

- сформировать представления о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

Публикация «Консультация-практикум „Дети с ОВЗ, Особенности развития и коррекции“» размещена в разделах

-познакомить педагогов с особенностями организации работы с детьми в ДОУ.

-развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ,

- формировать у педагогов психологическую готовность к взаимодействию с ребенком с ОВЗ;

Число детей с особыми образовательными потребностями, посещающих дошкольное учреждение с каждым годом растет. Эти ребята нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации.

Поэтому, мы посчитали важной данную тему в рамках данной консультации-практикума. Рассмотрим основные вопросы об особенностях таких детей, совместно попытаемся понять трудности детей данной категории, которые мы должны учитывать при работе с ними.

Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями- дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются.

Ребёнок - инвалид - лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

-Как вы думаете, кто присваивает статус инвалид? Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает медико-социальная экспертиза (МСЭ). МСЭ выдает справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.

-Как вы думаете, кто присваивает статус ОВЗ? Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды это одно и тоже.

- Какие основные категории детей относятся дети с ОВЗ?

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи;

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). (см. Приложение)

Статус ОВЗ может носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним. В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.

- Попробуйте назвать соответствующие примеры самостоятельно.

С 2016 года дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети с инвалидностью имеют право обучаться в ДОУ. Это предусмотрено статьёй 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ей, органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) организуют обучение этих категорий детей в общеобразовательных организациях, в том числе в ДОУ.

Прежде, чем перейдем к практической части, давайте вспомним причины нарушений развития детей

Причины, влияющие на развитие нарушений в развитии, можно условно разделить на три группы: врожденные, приобретенные и социальные. О них подробнее в Памятке (см. Приложение)

Есть некоторые общие признаки, которые могут указывать на то, что ребёнок нуждается в психолого-педагогической помощи:

- задержка или отклонение в психомоторном развитии (малыш поздно начинает ходить, говорить, писать и т. д.);

- нарушение восприятия (трудности с различением цветов, форм, звуков и т. д.);

- нарушение памяти, внимания, мышления (трудности с запоминанием, концентрацией, не воспринимает инструкции к заданиям и т. д.);

- нарушение речи (не говорит, использует жестовую речь, неправильное звукопроизношение, бедный словарный запас, нарушение грамматики и т. д.);

- нарушение общения и социализации (избегание контакта с другими людьми, агрессивность, замкнутость и т. д.);

- нарушение эмоциональной сферы (частые приступы плача, страха, гнева, апатии и т. д.).

Важно своевременно обнаруживать и диагностировать нарушения, а также оказывать детям необходимую медицинскую, психологическую и социальную помощь.

Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставать, от своих сверстников.

Важно научиться понимать детей, учиться эмпатии, чувству сопереживания, находить эффективные приемы и методики.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Расскажи, о чем»

Старший воспитатель дает одному педагогу четверостишье. Этот педагог должен рассказать его коллективу, при этом прижав язык к нёбу (набрав в рот орехов). А остальные должны понять, о чем говорится.

Что вы чувствовали? (вопросы к чтецам)

- Как вы думаете, что чувствовал в это время говоривший человек?

- Каким способом мы можем помочь человеку с такими затруднениями в речи чувствовать себя лучше?

Упражнение «Учитель рисования»

Выбирается ведущий, ему дается изображение рисунка из геометрических фигур. Другой становится художником, которому надеваются наушники с музыкой (имитация нарушения слуха). Задача ведущего - объяснить художнику, что нужно нарисовать.

-Что вы чувствовали?

-Какие затруднения испытывали?

Игра «Запомни и повтори»

Ведущий выбирает участника. Предлагаются 7 картинок. Нужно запомнить ряд и последовательность. И после закрыть глаза. Ведущий перемешивает картинки, а участник открыв глаза, должен выложить в верной последовательности картинки.

-На что направлена игра?

-Какие затруднения испытывали вы?

-Какие трудности могли бы возникнуть у ребенка и почему?

Рекомендации воспитателям при работе с детьми ОВЗ:

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

- Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления ребенка.

- Использовать упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что.

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.

- Оставаться спокойным в любой ситуации.

В завершение нашей с вами работы, нам бы хотелось поделиться с вами одной историей: Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:

- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь!

И вдруг человек услышал: - Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя»

Спасибо за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ребёнок - инвалид - лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства и др)

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть другая причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

Общие признаки, которые могут указывать на то, что ребёнок нуждается в психолого-педагогической помощи:

- задержка или отклонение в психомоторном развитии (малыш поздно начинает ходить, говорить, писать и т. д.);

- нарушение восприятия (трудности с различением цветов, форм, звуков и т. д.);

- нарушение памяти, внимания, мышления (трудности с запоминанием, концентрацией, не воспринимает инструкции к заданиям и т. д.);

- нарушение речи (не говорит, использует жестовую речь, неправильное звукопроизношение, бедный словарный запас, нарушение грамматики и т. д.);

- нарушение общения и социализации (избегание контакта с другими людьми, агрессивность, замкнутость и т. д.);

- нарушение эмоциональной сферы (частые приступы плача, страха, гнева, апатии и т. д.).

ТНР (тяжёлые нарушения речи) это группа стойких специфических отклонений в развитии речевой функции у детей при сохранном физическом слухе и интеллектуальном развитии. 1

К ТНР относят различные медицинские и логопедические диагнозы, например:

Алалия. Тяжёлое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением речевых центров мозга. 2

Дизартрия. Речевое нарушение, связанное с поражением двигательных отделов центральной нервной системы. 2

Ринолалия. 2 Искажение произношения звуков из-за анатомических дефектов речевого аппарата. 1

Афазия. Распад уже сформировавшейся речи вследствие поражения речевых отделов коры головного мозга. 1

Заикание. Нарушение темпа и ритма речи.

Диагноз «тяжёлое нарушение речи» ставится на основании заключения ПМПК - психолого-медико-педагогической комиссии.

Задержка психического развития (ЗПР)-нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально- волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР относится к разряду слабо выраженных отклонений в психическом развитие и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Поэтому чрезвычайно важно вовремя оказать помощь ребенку с ЗПР. Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогический коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-волевой и когнитивной сфер. Суть её заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом. Если психокоррекции недостаточно, её подкрепляют медикаментозным лечением. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже об умственной отсталости.

Ранний детский аутизм (РДА) является врожденным синдромом, для которого характерен особый тип нарушения психического развития. Критериями постановки данного диагноза являются трудности коммуникации, т. е. аутизм как таковой -стереотипное поведение ребенка, особая задержка и нарушение развития речи, прежде всего ее коммуникативной функции, раннее проявление (до 2,5 лет) указанных расстройств.

Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются:

а) выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими;

б) эмоциональная холодность или безразличие к близким;

в) страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке;

г) однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.

Формирование навыков коммуникации является важной целью коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом. Главная задача педагога - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Причины появления детей с ОВЗ

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

-Пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.

-Натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, позднее вмешательство медиков.

-Постнатальные (после рождения): например, травмы, инфекционные заболевания.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера - это экология, вредные привычки у родителей.

Комплексный подход к детям с ОВЗ

1. Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ (со стороны воспитателей выявление детей посредством наблюдения).

2. Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ (составление индивидуальных образовательных маршрутов).

3. Своевременное лечение, охрана и укрепление здоровья детей.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенкаИгры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Дошкольный возраст.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация-практикум «Дети с ОВЗ. Особенности развития и коррекции»
Опубликовано: 9 октября 2024 в 18:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация-практикум «Дети с ОВЗ. Особенности развития и коррекции»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Афанасьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД