Оксана Зырянова
Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «Сказкотерапии». Консультация-практикум.
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация - практикум по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей по средствам «сказкотерапии»»
Воспитатель первой квалификационной категории Зыряновой Оксаны Владимировны
Развитие образно-пластического взаимодействия и двигательного воображения у детей дошкольного возраста
Публикация «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством „Сказкотерапии“, Консультация-практикум,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
В дошкольных учреждениях работа должна быть направлена на приобщение детей к физической культуре, на развитие у них творческих способностей, а именно продуктивного воображения.
Воображение – сложный психический процесс, заключающийся в создании новых образов, на основе прошлых восприятий и знаний.
В дошкольном возрасте у ребенка складывается определенный опыт двигательного творчества. На материале художественно-игровой деятельности у детей развивается образно-пластической творчество.
Различают два вида образно-пластического творчества : «исполнительское», «сочинительское».
«Исполнительское» творчество проявляется, когда ребенок, воспроизведя заданную композицию движений, эмоционально-пластически проживает передаваемое им содержание, перевоплощается в образ.
Такое перевоплощение требует движение «всем телом» и перестройки привычной пластики в соответствии с характером образа.
«Сочинительское» творчество представляет собой придумывание собственных способов воплощения образа; отбор движений (из числа имеющихся в опыте, подходящих для выражения заданного смысла, соединение этих движений между собой, выстраивание в некоторые (композиционно-завершенные) последовательности с тем, чтобы наиболее точно, полно передать образное содержание.
Это будет возможно, если дети научатся произвольно, осмыслено пользоваться системой выразительных средств, т. е. «говорить на языке движений».
Психологи утверждают: движения должны быть ощущаемыми – затем осмысленными – потом управляемыми.
Общая цель состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития детей на основе их творческой активности. На этой основе у детей может культивироваться осмысленное отношение к собственному телу, его состояниям и возможностям.
Упражнения
«Тень»
Ход игры. Играющие составляют пары – один ребенок ведущий, а один исполняет роль тени, в точности копируя то, что изображает партер: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек и т. д. Ведущие читают стихи Е. Овдиенко:
Во дворе за мною тень ходит, бродит целый день,
Убегаю – догоняет, отстаю – не отстает.
Про меня она всё знает, мои тайны выдает.
Когда заканчивается чтение стихотворения, ведущий поворачивается к своей тени и говорит:
Мне играть с тобой не лень,
Догони-ка меня тень!
Дети, изображающие тень, догоняют своих напарников. Игра продолжается со сменой ролей в игре.
«Зеркало»
Ход игры. Дети встают парами друг против друга. Один будет исполнять роль зеркала, т. е. повторять все действия партнера, причем повторять точно. Другой – представлять, как он приводит себя в порядок утром, умывается, делает зарядку, собирается в детский сад. Задача исполнителя роли зеркала показать точные скоординированные движения. Если «зеркало» значительно искажает движения или запаздывает, это означает, что оно испорчено (или кривое). Этой паре педагог предлагает «починить» испорченное зеркало, т. е. потренироваться.
Вариант игры.
Выбранный водящий встает перед детьми и говорит:
Эй, ребята, не зевайте,
А за мною повторяйте.
Водящий показывает разнообразные физические упражнения, которые за ним повторяют дети, «зеркально» выполняя движения.
«Разговор сквозь стекло»
Правила игры. Играющие, с помощью воспитателя составив пары, должны представить, что один из них находится в магазине, а другой ждет его на улице. Но они не успели решить, что нужно купить, в выход – далеко. Проблема решается попыткой договориться через толстое стекло витрины. Кричать бесполезно: партнер все равно не услышит. Как «договорились», играющие обсуждают после окончания игры.
Для облегчения решения задачи воспитатель с кем либо из детей проводит и обсуждает сценку. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает тем детям, у которых что-то не получается. По желанию дети меняются ролями.
Космонавты
По площадке раскладываются обручи-ракеты. Каждая ракета предназначена для двух космонавтов. Играющих на несколько человек больше, чем мест в ракетах. Дети, проговаривая текст, идут по площадке и выполняют тренировочные упражнения, готовясь к полету:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Ребята разбегаются и попарно занимают ракеты. Вставшие в обруч дети поднимают его над головой, сдвинув плечи и плотно прижавшись друг к другу спинами и затылками. По команде: «Взлет!» - космонавты приставными шагами движутся по кругу. По команде: «Посадка!» - космонавты опускают обруч вниз и кладут у своих ног. Оставшиеся вне ракет дети оценивают самую красивую парную позу космонавтов. В конце игры отмечаются самые внимательные игроки, совершившие наибольшее число полетов.
Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»
Дети делятся на две подгруппы. Каждая подгруппа придумывает для другой подгруппы свои движения-загадки. По жребию определяется, какая команда начинает показ движений. На вопрос игроков команды: «Где вы были, что вы видели?» - игроки другой говорят: «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» и имитируют движения, придуманные заранее (рубка дров, игра с мячом, сбор фруктов и т. д.) Вторая команда повторяет движения и отгадывает то, было изображено. Затем команды меняются ролями.
«Ожившие игрушки»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки, и познакомится с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.
«Магазин игрушек»
Одна группа детей изображает покупателей, другая – игрушки. Продавец «заводит» каждую игрушку: ребенок начинает изображать в движении ту или иную игрушку по своему выбору (куклу, клоуна, кошку, солдатика и т. п.) . Покупатель, отгадавший игрушку, берет ее себе.
Задания для выполнения
1. Прочитать теоретическое введение по изучаемой проблеме.
2. Из предложенных игровых упражнений выбрать, подготовить и провести
2 – 3 упражнения.
3. Подготовить и провести 2 – 3 игровых упражнения, задания на развитие образно - пластического взаимодействия и двигательного воображения детей из собственного опыта работы.
Психологическое сопровождение естественного развития детей
(Психогимнастика)
У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю: возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности, способность поддерживать гармонию душевной и физической жизни.
Произвольная регуляция у человека осуществляется на уровне слов, понятий, волевых проявлений, внутренних планов, представлений конечного результата своих действий.
В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, т. к. основной тип регуляции психики у детей – непроизвольный и слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции.
Дошкольный период является особо чувствительным для развития различных физических умений. Движения являются основной физиологической потребностью детей этого возраста, но даже в этой наиболее развитой сфере управление действиями осуществляется детьми в большей степени непроизвольно: через подражание, прямое копирование без достаточного понимания правильности своих движений.
Для того чтобы научиться конструировать свои движения, ребенку нужно овладеть умениями:
- произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движениях;
- различать и сравнивать мышечные ощущения;
- определять соответствие характера («напряжение - расслабление», «тяжесть – легкость» ощущений характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями («сила-слабость», «резкость- плавность», темп, ритм) .
Способность детей к произвольной регуляции эмоций в сравнении с движением, ещё менее развита : им трудно скрывать радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование.
Дети, а часто и взрослые, плохо понимают, что испытывают они сами или их близкие и не могут правильно назвать эмоции и тем более их выразить.
Для того чтобы понимать свои и чутко улавливать чужие эмоции ребенку нужно овладеть умениями:
- произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
- различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т. д.) ;
- произвольно или подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Поскольку двигательные, психомоторные функции у дошкольников являются наиболее развитыми, то развитие других психических функций может опираться на движение. Ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством ярких образов фантазии и двигательной активности.
Упражнения психогимнастики
«Из семечка – в дерево»
Играющие образуют круг, в центре которого стоит воспитатель.
Содержание игры. Взрослый исполняет роль садовника, дети – семян. По ходу игры они приседают, сжимаются в комочки, втягивают голову в плечи, прикрывают голову руками. Взрослый-садовник поливает «семена», поглаживает их по голове, следит за ростом. С наступлением теплых весенних дней «семена» начинают прорастать – дети медленно поднимаются; раскрываются листочки – поднимают руки; растут стебельки – вытягивают тело; появляются веточки с бутонами – руки вытягивают в стороны, пальцы сжимаются. Наступает радостный момент: бутоны лопаются – дети резко разжимают кулачки (ростки превращаются в прекрасные цветы). Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем – дети любуются собой, улыбаясь цветам-соседям, кланяются, слегка дотрагиваясь до них своими лепестками.
Но вот подул холодный осенний ветер – закачались цветы в разные стороны; борясь с непогодой – машут руками, наклоняют голову, корпус. Ветер срывает листья – руки опускаются, цветы сгибаются, клонятся к земле.
Выпал первый снежок – цветы вновь превращаются в маленькие семечки, укутанные снегом до наступления весны. Воспитатель, обходя играющих, ласково поглаживает каждого.
«Птенцы»
Воспитатель: Вы знаете, как появляются птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и яркое солнце. Ведь он никогда не видел этого. Каждый из вас превратится сейчас в птенцов. Присядем на корточки и начнем разбивать скорлупу. Разбили. Исследуем окружающий мир.
Эмоциональные руки
В отличие от животных и в отличие от роботов человек – очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции «написаны на лице». Способность человеческого лица передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, их можно показать руками.
Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить:
- злость,
- радость,
- испуг, страх,
- грусть.
Эмоциональные ноги
Мы люди пользуемся огромным арсеналом средств для выражения своих эмоций. Конечно, в первую очередь мы демонстрируем эмоции мимикой лица, но не менее выразительными могут быть спина, плечи, кончики пальцев и даже уши.
Попробуйте только с помощью ног продемонстрировать эмоциональные состояния :
- гнев,
- страх,
- восторг,
- презрение.
Упражнения
по регуляции мышечного напряжения-расслабления.
«Таяние льда» («Мороженое», «Сосулька»)
Воспитатель предлагает детям представить себя ледяными сосульками и показать, как они тают.
Стоя в полный рост, сильно напрягают мышцы («лед твердый», а потом постепенно расслабляясь опускают руки, голову, плечи, корпус («сосулька тает», наконец ложатся на пол, разведя руки-ноги в стороны («лужица растеклась») .
При повторе воспитатель предлагает детям придумать и показать разные формы сосулек.
Задания для выполнения
1. Прочитать теоретическое введение по изучаемой проблеме.
2. Из предложенных игровых упражнений выбрать, подготовить и провести
2 – 3 упражнения.
3. Подготовить и провести 2 – 3 упражнения психогимнастики, опираясь
на собственный опыт работы.