Галина Альбрехт
Консультация для родителей воспитанников подготовительной группы «Подготовка руки к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
воспитанников подготовительной группы : «Подготовка руки к письму»
В настоящее время центральным вопросом дошкольного воспитания является подготовка ребенка дошкольного возраста к поступлению в первый класс.
Необходимо заострить внимание, в каких вопросах не стоит торопиться и почему что - то не получается или получается что - то не очень хорошо.
Публикация «Консультация для родителей воспитанников подготовительной группы „Подготовка руки к письму“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения.
При поступлении в школу у ребенка игровая деятельность сменяется новой - учебной деятельностью
Благополучность адаптации ребёнка к среде зависит от того, насколько подготовленный он придёт.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.
В школе начинается активное использование не только устной речи, но и письменной
. Поэтому педагоги и родители должны представлять себе, что такое процесс письма и какими навыками должен владеть ребенок, чтобы этот процесс проходил правильно.
Письмо - это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.
Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль
В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом : быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки, и недостаточной сформированностью зрительно – двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса. Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику.
А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Существуют три основных направления по подготовке дошкольников к обучению письму :
1. Развитие речи.
2. Подготовка к технике письма.
3. Аналитика – синтетическая деятельность. Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ним переутомления самым негативным образом сказываются на овладения графическими навыками и, более того, на развития детского организма.
Письмо - это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.
Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль.
Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется письмо – новая и трудная для ребенка деятельность – делать это гораздо труднее.
У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки.
Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости.
Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону – это важная предпосылка для многих видов обучения.
Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:
• Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Скажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя. Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой руке;
• Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями;
• Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради»?
• Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности.
Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски.
Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки через прозрачную бумагу.
Очень полезны в этом плане орнаменты и узоры, т. к. в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок развивает мелкую мускулатуру пальцев.
Существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие занятия:
- написать букву (нарисовать фигуру) справа или слева от вертикальной линии;
- нарисовать кружок, справа от него крестик, слева от крестика поставить точку и т. д.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Систематическое вырезывание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников. С младшего возраста пользуемся различными книжками, раскрасками, рисованием – трафаретами, выполняя работу по раскрашиванию, ребенок не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободна, хотя его рука проделывает те же манипуляции что и при письме.
Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Работа с бумагой, оригами, плетение помогает развитию точных движений и памяти. С младшего возраста играем в игру «Умные шнурочки», а в более старшем возрасте выполняем поделки в стиле оригами, плетение ковриков из полосок бумаги.
Потребность «писать по – письменному» у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению.
Без побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма.
Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребенка к систематическому обучению к школе.
Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой.
Штриховка выполняется под руководством воспитателя. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться и правила штриховки:
штриховать в заданном направлении
не выходить за контуры фигуры
соблюдать параллельность линий
не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
)Для упражнения в штриховке могут использоваться готовые контурные изображения предметов, рисование изображений с последующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов.
В работе с шестилетками в настоящее время успешно используются линейки - трафареты геометрических фигур, фигурные линейки (лекала).
Вначале дети ощупывают трафареты указательным и средним пальцем. Затем, положив трафарет (фигурную линейку) на лист бумаги, левой рукой прижимают его к бумаге, а правой карандашом обводят контур фигуры.
После того как дети научились обводить контуры фигур, они приступают к штриховке. ]
Учитель - новатор Е. Н. Потапова успешно применяет работу с линейками - трафаретами и штриховкой подготовке к письму шестилеток.
Она советует составлять с помощью трафаретов целые картины (праздничный салют, аэродром, метро).
Каждая картина обыгрывается с детьми, обсуждаются способы штриховки. Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы.
Основные направления штриховки: сверху вниз, слева направо, наклонными, волнистыми и т. д.
У каждого ребенка должен быть свой личный альбом для штриховки.
Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении.
Например, игры «От дома к дому», «Кто быстрее - кто ровнее?», «Парашютисты». Игра "Кто быстрее - кто ровнее?"
Точность и координация графических движений. Она может происходить как соревнование 2х групп детей. У каждой команды - доска, на которой воспитатель рисует мелом две вертикальные линии и соединяет их вверху горизонтальной слева направо. Задача детей - сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии.
Явный интерес проявляют мальчишки. Соревновательный момент задает подгруппам темп. У всех ребят отмечаются рваные, неровные линии. Ребята не контролируют свои действия, не сравнивают свои линии с образцом.
Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений (овалов, линий, крючков, треугольников
. В тетрадях в линейку воспроизводятся элементы письма.
Графические упражнения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется письмо. ]
)В начале каждого занятия надо показать детям как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента.
Затем это движение отрабатывается, имитируется в воздухе.
Потом дети воспроизводят отработанное движение, обводя по пунктирной копии образец элемента и самостоятельно.
Через 2-3 минуты непрерывного письма (обычно за это время ребенок заполняет одну - две строки) следует перерыв: физкультурная пауза, рассмотрение работ, затем заполняются еще две строки.
Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.
Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.
При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки
Очень помогает штриховка контуров различных предметов и фигурок.
Предлогаемая картотека игр для детей:
Игра "Парашютисты".
В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты, внизу - небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз "посадить" своих парашютистов.
Это упражнение позволяет детям отрабатывать ровные непрерывные линии. Правильный захват орудия, зрительный двигательный контроль позволяет получить желаемый результат. Детям давалась установка как можно ровнее, точнее приземлить парашютиста на место. Игра "Охотник и волк".
На одном конце листа рисуется охотник с ружьем, на другом - волк. Охотник "должен выстрелить и убить волка" (дуло ружья соединяется прямой линией с фигурой волка, карандаш при этом не отрывается от бумаги).
Игра "Самолет и облако".
Ребенку предлагается сделать одно облако "таким темным", чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое "светлым", чтобы самолет был через него немножко виден.
Упражнение "Попади в точку".
Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребенка с карандашом вверх на расстояние 10 -15 см от листа, а затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку.
Упражнение "Обведи квадрат".
Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. "Соскальзывание" карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации.
Упражнение "Дорога".
Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге "машину" до дома так, чтобы она "ехала" точно посередине дороги, не касаясь краев.
В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.
Если родители будут выполнять предложенные задания, - то прописи школьника будут только их радовать.
А ребенок будет чувствовать уверенность в своих силах, и как следствие - желание учиться.
Играйте и занимайтесь с ребёнком, это не только принесёт ему радость и удовольствие, но и поможет развить его мелкую моторику, подготовить руку к письму и ребенка к школе!
Уважаемые родители желаю Вам и вашим детям терпения и успехов!
Материал подготовлен воспитателем подготовительной группы Альбрехт Г. И.