Елена Маврина
Консультация «Коллекционирование как развитие познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Коллекционирование - одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т. д.
Публикация «Консультация „Коллекционирование как развитие познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если ребёнок пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Цель коллекционирования – развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путём создания коллекции.
Задачи коллекционирования:
• формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
• развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;
• расширять кругозор воспитанников;
• обогащать и активизировать словарь детей;
• формировать бережное отношение к хранению коллекции;
• активизировать участие родителей в образовательном процессе.
В дошкольном возрасте формируется познавательная активность и исследовательский интерес. У ребенка природой заложено желание к поиску, а коллекционирование это всегда поиск, а не покупка готового набора.
ФГОС рекомендует коллекционирование, как одну из новых форм работы с детьми.
Новизна программы в том, что коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяющая углублять познавательные интересы детей. Занятия коллекционированием не требуют больших материальных и физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно. Дети, которые занимаются осознанным собиранием чего-либо более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели.
Ожидаемые результаты
• Сформированность представлений детей об объектах окружающего мира по теме коллекций;
• Проявление у детей активности, инициативности, творческих способностей в различных видах детской деятельности;
• Умение детей сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, логически обосновывать свои мысли;
• Проявление активности родителей в образовательном процессе (по созданию и презентации коллекций детей);
• Повышение уровня удовлетворенности родителей организацией образовательного процесса.
Виды коллекционирования:
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог.
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.
Индивидуальные - это детские сокровищницы, в них собраны самые разнообразные вещи, причём каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребёнка.
Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций:
эмоциональные отмечаются быстрым началом и быстрым угасанием к интересу коллекции;
познавательные отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей;
социальные - форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте;
временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время;
длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т. д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать.
На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования:
киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек.
легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
плангонология – собирание разных кукол.
филолидия – собирание упаковок.
филателия – собирание почтовых марок.
бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
нумизматика – собирание различных монет.
Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования: книжки, открытки, магнитики с картинками, листья и цветочки для гербария, модельки машин, диски с песнями т. п.
Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира. В нашей группе дети тоже имеют домашние коллекции и с удовольствием их демонстрируют, принося их в детский сад.
Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка.
В дошкольном возрасте коллекционирование проходит свой путь развития.
В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки. Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.
В среднем возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).
В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Коллекции могут быть самыми разнообразными по тематике. Это темы, связанные:
- с живой природой (мир растений, животных);
- с не живой природой (виды минералов (камни, виды местности (природные ландшафты)
- с явлениями социальной жизни (виды строительных сооружений, профессий, транспорта.
Требования к работе с коллекциями
Собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов. Но выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка.
Рекомендации к тематическому содержанию коллекций:
доступность – объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;
разнообразие – чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;
учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
учет возрастных особенностей детей
все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;
учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т. д.).
Необходимо выработать ряд правил при обращении с коллекциями:
• формировать у детей бережное отношение к предметам коллекции.
• вместе с детьми обсудить правила обращения с предметами коллекции.
• дети должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, тогда дети потеряют интерес к ним.
• продумать, как организовать взаимодействие детей с предметами коллекции. Они должны иметь возможность не только рассматривать, но и перебирать вещи, по-своему их располагать.
В группе нужно определить место для хранения коллекции она должна быть доступна для детей, чтобы в любой момент ребенок имел возможность полюбоваться предметами, пообщаться со сверстниками.
Этапы работы с коллекцией
Организация педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:
1 этап – подготовительный:
• накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
• индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;
2 этап – основной:
• побуждение детей к получению информации об объектах
коллекционирования;
• чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;
• включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
• работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.
3 этап – заключительный:
• организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
• презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом;
Возможные формы работы с детьми:
- Групповая (фронтальная);
- Подгрупповая (небольшими группами по интересам);
- Индивидуальная;
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:
- в режимные моменты (утренние часы приема, во
время минут ожидания, в вечернее время)
- в ходе непосредственно образовательной
деятельности (образовательные ситуации, проекты)
- в ходе самостоятельной деятельности детей
И самое главное коллекция не должна лежать, она должна «работать»!
Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:
• Познавательная: развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);
развитие математических представлений – временные представления, счетные операции;
ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
• Игровая – игры-викторины
- дидактические игры
- сюжетно-ролевые игры
-театрализованные игры;
• Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых)
- опытно-экспериментальная деятельность
-оформление выставок ;
• Коммуникативная – тематические беседы
- составление и отгадывание загадок
- составление рассказов, сказок
- публичная презентация коллекции
- творческая сочинительская деятельность
- активизация словаря
- умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
• Трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;
• Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
• Художественная - изготовление различных продуктов детского
творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.).
Так же коллекция может быть использована в качестве развивающей речевой среды, способствующей выполнять следующие задачи:
- расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций, выставок,
- осуществлять словарную работу, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойствами и качества предметов (например: предметы коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: ткани, меха, пластмассы, дерева, бумаги и др.)
- знакомить со способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок, медвежий).
Коллекционирование – это больше игра, чем познавательная деятельность. В эту игру играют воспитатели с детьми. Эта игра коллективная и помогает проявлять свои творческие способности каждому ребенку.
В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы.
В очень увлекательной форме, разумно организованное коллекционирование, воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. Поэтому именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми увлечением!
Желаю Успехов!