Елена Субботина
Консультация по теме «Двигательная активность как основа оздоровительно-образовательной работы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность как основа оздоровительно-образовательной работы в ДОУ
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах РФ. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Здоровье ребё нка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических возможностей. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только ДА, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребё нка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая ДА) также нарушается принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразится на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.
Публикация «Консультация по теме „Двигательная активность как основа оздоровительно-образовательной работы в ДОУ“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей.
Анализ организации двигательного режима позволил выявить основные причины, его несовершенства, которыми являлись:
относительно низкая моторная плотность (менее 70%) и слабый тренирующий эффект разных типов физкультурных занятий;
недостаточное внесение в разные организованные формы работы по физической культуре циклических упражнений, направленных на развитие выносливости;
нерациональный подбор игр и упражнений во время прогулок без учёта сезонных проявлений года, а также недостаточное использование физкультурных пособий и всего окружающего пространства;
- 2 -
бессистемный подход к коррекционной работе с детьми по развитию моторики;
не всегда учитывается принцип соответствия физкультурного оборудования возрастным этапам развития моторики детей.
Кроме того, не в полной мере педагогами учитываются индивидуальные проявления ДА детей во время организованной и самостоятельной деятельности.
В связи с этим возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей в дошкольном учреждении, который будет способствовать воспитанию здорового ребёнка и его разностороннему развитию. В основу разработки двигательного режима должен быть положен ряд принципов (оздоровительная направленность, естественное стимулирование ДА и интеллектуальной активности) с учётом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных группах. Среди них важное место отводится принципу индивидуального дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка, мобилизацию его активности и самостоятельности.
Распределение детей на подгруппы в зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). Каждая подгруппа детей характеризуется определёнными сочетаниями уровней объёма, продолжительности и интенсивности ДА.
I подгруппа.
К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью ДА независимо от объёма и продолжительности ДА. Для них характерна высокая подвижность, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В тоже время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают, невнимательны при объяснении и выполнении заданий. Им свойственна однообразная двигательная деятельность на прогулке, насыщенная играми с преобладанием бега и прыжков. Во время физкультурных занятий дети с высокой интенсивностью ДА не умеют выполнять двигательные задания в умеренном темпе и часто не доводят их до конца, совершая не нужные беспорядочные движения (покачивания, полуприседания, подпрыгивания). Некоторые дети этой подгруппы (как правило, это дети второй и третей группы здоровья) отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, беспокойство, несдержанность и раздражительность. У них слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения. Нередко у
- 3 -
гиперактивных детей наблюдается неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Это проявляется в замедленном восстановлении частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления после окончания выполнения физических упражнений.
II подгруппа.
Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трёх показателей ДА, а также дети, у которых наблюдалось сочетание среднего и высокого уровней объёма и продолжительности со средней и низкой интенсивностью ДА. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности, насыщенной играми и упражнениями разной степени интенсивности, целесообразное их чередование. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр и физкультурных пособий, и, как правило, они являются инициаторами коллективных игр.
III подгруппа.
Дети третьей подгруппы имеют низкий объём ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У всех детей этой подгруппы отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Им присуща однообразная малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость. Каких-либо закономерностей в реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у этих детей не выявлено.
Модель двигательного режима.
Двигательный режим в ДУ включает в себя всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в ДА, но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. ДА дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям
- 4 -
организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагогам необходимо позаботится об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий.
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.
Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность. На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания. Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.
Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей. Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития. Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно-профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем. Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики.
Придавая особую значимость роли ДА в укреплении здоровья дошкольников, считаем необходимостью определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности : утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Предлагаем проводить занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп должно осуществляться с учётом основных критериев : состояние здоровья, уровня, ДА и физической подготовленности.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий
- 5 -
просмотр для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня ДА.
Задачи оптимизации ДА детей.
В процессе оптимизации ДА детей в дошкольном учреждении следует создавать такие условия, которые содействуют решению комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.
Оздоровительные задачи.
Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.
Воспитательные задачи.
Воспитательные задачи направлены на развитие умственных, духовных и физических способностей детей в их самом полном объёме.
Образовательные задачи.
Образовательные задачи направлены на овладение детьми определённым объёмом знаний, умений, навыков, физических качеств для их всестороннего развития.
Основные требования к двигательному режиму.
Для решения многогранных задач в процессе оптимизации ДА дошкольников необходимо выполнять некоторые основные требования, ведущие к усовершенствованию двигательного режима в ДУ.
1. Рациональное сочетание разных видов занятий.
2. Введение дополнительных занятий.
3. Сочетание движений разной интенсивности.
4. Эффективная организация учебных занятий.
5. Учёт индивидуальных особенностей ДА детей в самостоятельной деятельности.
6. Дифференцированный подход с учётом индивидуального уровня ДА детей.
7. Проведение коррекционной работы.
8. Организация активного отдыха детей.
9. Работа с родителями.
№ Виды занятий Особенности организации
1. Физкультурно-оздоровительные занятия.
1.1 Утренняя гимнастика Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 5-10 мин.
1.2 Двигательная разминка Ежедневно во время большого перерыва между занятиями. Длительность 5-10 мин.
1.3 Физкультминутка Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 3-5 мин.
1.4 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами, подобранными с учётом уровня ДА детей. Длительность 25-30 мин.
1.5 Оздоровительный бег Два раза в неделю, подгруппами по 5-7 чел., во время утренней прогулки. Длит. 3-7 мин.
1.6 Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно во время вечерней прогулки. Длительность 12-15 мин.
1.7 Прогулки-походы или близлежащий парк (пешие, лыжные) Два-три раза в месяц, во время, отведённое для физкультурного занятия, организованных воспитателем игр и упражнений. Длительность 60-120 мин.
1.8 Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами Два-три раза в неделю, по мере пробуждения и подъёма детей. Длительность не более 10 мин.
1.9 Сауна с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также последующими играми в бассейне Два раза в месяц, группами не более 10 человек, во второй половине дня. Длительность всего комплекса 35-40 мин.
1.
10 Корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем После дневного сна, по одному сеансу в месяц, в течении 10 дней подряд с последующим перерывом в 2 недели. Проводится по рекомендации врача. Длительность 7-15 мин.
1.
11 Логоритмическая гимнастика Два раза в неделю по подгруппам (проводится логопедом).
2. Учебные занятия
2.1 По физической культуре Три раза в неделю подгруппами, подобранными с учётом уровня ДА детей, проводится в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 15-35 мин.
2.2 По плаванию Два раза в неделю, во второй половине дня, подгруппами не более 10-12 человек. Длительность 20-35 мин.
3. Самостоятельные занятия
3.1 Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.
4. Физкультурно-массовые занятия
4.1 Неделя здоровья (каникулы) Два-три раза в год (последняя неделя квартала).
4.2 Физкультурный досуг Один-два раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной-двух групп. Длительность 50-60 мин.
4.3 Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе и на воде Два-три раза в год, внутри детского сада или совместно со сверстниками соседнего ДУ. Длительность 75-90 мин.
4.4 Игры-соревнования между возрастными группами или со школьниками начальных классов Один-два раза в год на воздухе или в зале. Длительность не более 60 мин.
4.5 Спартакиады вне детского сада Один раз в год в спортивном клубе или в школе своего микрорайона, участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности, по специальной программе. Длительность не более 120 минут.
5. Внегрупповые (дополнительные) виды занятий
5.1 Группы ОФП По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность 25-30 мин.
5.2 Спортивные кружки, танцы По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность 20-35 мин.
6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи
6.1 Домашние задания Определяются воспитателем
6.2 Физкультурные занятия детей совместно с родителями в дошкольном учреждении По желанию родителей, воспитателей и детей.
6.3 Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада. Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий.