Татьяна Дергунова
Консультация «Пять родительских ошибок в развитии речи малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Привычки родителей, которые могут оказывать влияние на речь ребёнка, приводить к проблемам с произношением и даже задержке речи дошкольников.
Коверканье слов
Мы сейчас про осознанное коверканье слов – “мафынка” вместо “машинка”, “бабака” вместо “собака” и т. д. Во-первых, ребёнок учится говорить неправильно, и переучиваться ему потом сложно. А во-вторых, таким поведением родители лишают малыша мотивации к овладению полноценной речью. Зачем стараться произносить звуки чётко, если можно пробормотать нечто невнятное, и родители всё равно порадуются?
Публикация «Консультация „Пять родительских ошибок в развитии речи малышей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
А вот говорить с младенцем “детским” языком – можно! “Биби” вместо “машины” или “ляля” вместо “ребёнка” – это вполне допустимые упрощения. “Детская” речь основана на очень коротких предложениях, совсем простых словах и многократном повторении. У такого языка есть характерная структура, ритм и эмоции, подчёркивается отличие между гласными и согласными – это вовлекает ребёнка в общение, стимулирует его взаимодействовать (ведь сказать “гуля” намного проще, чем “голубь”).
Впрочем, что уместно для грудничка, не подходит детям постарше. Примерно с 2 лет подобные упрощения уже не идут на пользу малышу, ему важно расширять словарный запас, и “бибики” здесь не актуальны.
“Мы все так говорим”
Ребёнок копирует речь ближайших к нему взрослых. И, если в его семье, принято говорить слишком быстро, “проглатывая окончания”, искажать какие-то звуки, то малыш переймёт такую манеру. Родители же часто считают, что это “наследственное”, не работают ни над своим произношением, ни над артикуляцией ребёнка.
Скудный речевой опыт
Нередки случаи, когда ребёнок дошкольного возраста не может описать свои мысли, эмоции, передать в деталях событие. Просто потому, что не знает таких слов!
Все причины на поверхности: малыш окружён гаджетами, где слова используются только как обозначения предметов и мультфильмами с максимально простыми выражениями, а ОБЩАТЬСЯ в семье особо не принято. Поболтать, рассказать историю, обсудить случай, поспорить, в конце концов – это требует времени и усилий, которых часто родители не находят.
И это, пожалуй, самый печальный из всех современных трендов.
Телевизор “фоном”
У ребёнка может наблюдаться задержка речевого развития потому, что он… не различает слова. Слышит их непрерывным потоком, льющимся из телевизора и воспринимает как невнятное бубнение.
Такая проблема возникает у детей 1-2 лет, живущим с постоянно включённым телевизором. Конечно, тут явно наблюдается дефицит общения со взрослыми, но телевизор и этому способствует. Поэтому мы за жизнь без крайностей – не будем называть ТВ злом, но и держать его “фончиком” тоже не стоит.
Заниженные/завышенные требования к речи ребёнка
В одной семье все желания малыша предугадываются, и стараться произнести что-то внятное ему не нужно. Достаточно ткнуть пальцем и сказать “Ы”, большего никто не просит. Зачем тогда напрягаться?
В другой семье к ребёнку постоянно пристают со словами “повтори!”, “скажи!”. Как результат, малыш уходит в категорический отказ – стесняется, раздражается или просто из упрямства не хочет делать то, что ему говорят.
А бывает, что обе этих линии поведения сочетаются в одной семье. Например, родители понимают без слов, а бабушка наоборот хочет быть построже и выпытать-таки из внука связные предложения.
А как тогда правильно?
Важно, чтобы ребёнок с рождения слышал правильную речь, наполненную полезными словами и окрашенную радостными эмоциями.
Учёными университета Пенсильвании (Филадельфия) было доказано, что на словарный запас дошкольника влияет то, как много родители разговаривали с ним в раннем детстве.
В свою очередь, размер словаря ребёнка при поступлении в школу определяет уровень его успеха во время обучения в школе, колледже или вузе. При этом важным является не столько общий объём обращённой к ребёнку речи, сколько её качество и то, насколько малыш вовлечён в ваш диалог.