Яшина Екатерина Андреевна
Консультация «Отрицательное влияние гаджетов на речевое развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети учатся пользоваться гаджетами раньше, чем разговаривать. Многих родителей приводит это в восторг, они думают, что их ребенок вырастет компьютерным гением. Однако ученые бьют тревогу: они считают, что раннее взаимодействие с гаджетами вызывает задержку речевого развития у детей и потерю зрения. Вместе с учеными родители и педагоги замечают, что дети начинают позже говорить и, мало того, речь их бедна и примитивна. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль. Значительно увеличилось количество слов «паразитов» в речи. Возросло количество детей с темповыми задержками речевого развития. Фразовая речь ребёнка 6–7 лет зачастую состоит из простых распространённых предложений, с неправильным употреблением окончаний, у большинства словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации. Дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для многих непосильна задача выложить последовательность из четырёх сюжетных картинок и составить по ним рассказ.
Публикация «Консультация „Отрицательное влияние гаджетов на речевое развитие ребенка“» размещена в разделах
- Гаджеты. Вред и польза
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
И самое обидное, что в большинстве случаев причина не в наследственности и не во врождённых или приобретённых физических недостатках, а в, ставших неотъемлемой частью повседневной жизни, телефонах и планшетах. Родители стараясь выразить свою любовь к ребёнку, задаривают его тем, что им самим когда-то было недоступно, или желая, чтобы у него было всё «не хуже, чем у других». Другие стараются компенсировать дорогими техническими новинками недостаток внимания с их стороны, ошибочно полагая, что при помощи, компьютера ребёнок сможет развиваться самостоятельно, так как получая информацию ребенку обязательно нужно ею с кем-то поделиться, обсудить увиденное, услышанное. И если нет такой возможности, дети становятся молчунами. А как следствие, серьёзно нарушается внутренняя речь, в которой формируется всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их мало что интересует и увлекает. Безусловно, невозможно совсем оградить их от компьютерных игр. Но во всём необходимо соблюдать меру.
Простой тест - как определить зависимость от гаджетов у детей?
1. Ребенок, только проснувшись, начинает просить мультики или планшет
- да
- нет
2. Играет в планшет или смотрит мультики во время еды, поездки в транспорте, одевания
-да
-нет
3. Если вы выключаете или забираете гаджет, у ребенка начинается истерика, он долго не может успокоиться и переключиться на другое занятие
- да
-нет
4. Ребенок не может себя занять самостоятельной игрой без гаджета, плачет, капризничает, сидит, уставившись в одну точку
- да
- нет
5. Как только вы достаете смартфон или включаете компьютер, стремится забрать или бросает свое занятие и лезет к вам на руки, чтобы видеть экран
- да
- нет
6. Ребенок плохо засыпает, видит страшные сны, тревожится без причины
- да
-нет
7. Не может дольше 5-10 минут сконцентрироваться на одном действии без гаджета – рисование, лепка из пластилина, игра в кубики
- да
- нет
8. Легко раздражается, бросает начатое дело, злится, если сразу не получает результата
- да
- нет
9. Ребенок часто трет и чешет глаза, особенно после времени, проведенного с гаджетом или за мультфильмами
- да
- нет
10. Отказывается есть без мультиков или садиться в автокресло без планшета
-да
-нет
Если вы ответили положительно от 1 до трех 3 пунктов, то повода для беспокойства нет, гаджеты не занимают слишком много времени и внимания вашего ребенка.
Ответ "да" на 4-5 пунктов – пограничное состояние, есть тенденция к зависимости. Обратите пристальное внимание на то, чем именно он занимается с гаджетами, не страдают ли остальные сферы жизни – прогулки, игры с другими детьми, творчество, игры с игрушками. Помогите наполнить его жизнь реальными событиями и увлечениями – чаще зовите в гости других детей, выезжайте на природу, играйте по вечерам в настольные игры, читайте ему книги.
"Да" на 7-10 пунктов – налицо все признаки зависимости. Паниковать не надо, но стоит прочитать, как бороться с "гаджетоманией". Или, если зависимость вашего ребенка связана с компьютерными играми, почитать историю успешного решения проблемы.